Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Б.А.П. на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 20 ноября 2015 г. по делу о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
07 сентября 2015 г. инспектором дорожно-патрульной службы специализированного батальона дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения оперативного реагирования Управления Министерства внутренних дел России по Сахалинской области (далее - СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Сахалинской области) в отношении Б.А.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением временно исполняющего обязанности командира СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Сахалинской области от 18 сентября 2015 г. Б.А.П. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Указанное постановление Б.А.П. обжаловал в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 20 ноября 2015 г. постановление оставлено без изменения.
Б.А.П. подана жалоба, в которой он просит решение судьи и постановление должностного лица административного органа отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что изменения в конструкцию транспортного средства не вносились, а достоверных доказательств, в том числе заключение экспертизы, подтверждающих обратное в материалы дела не представлено. Считает, что эксплуатация транспортного средства запрещена только при наличии неисправностей, указанных в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, в перечень которых входит превышение установленных ГОСТ Р 52231-2004 величин допустимого уровня внешнего шума, тогда как требований к внешнему виду системы выпуска отработавших газов действующее законодательство не устанавливает. Отмечает, что согласно диагностической карте, полученной при прохождении техосмотра, уровень шума его автомобиля соответствует нормам. Обращает внимание, что автомобиль был ввезён на территорию Российской Федерации до вступления в силу Технического регламента Таможенного Союза, таможенными органами выдано разрешение на ввоз, а органами ГИБДД произведена его регистрация и постановка на учёт.
Проверив материалы дела, выслушав Б.А.П., поддержавшего жалобу, изучив дополнительно представленный акт осмотра транспортного средства от 26 февраля 2016 г., прихожу к следующему.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения Б.А.П. к ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось управление им 7 сентября 2015 г. в 8 ч. 50 мин. в г. Южно-Сахалинске по ул. Ленина в районе "адрес" автомобилем "Toyota Land Cruiser", с государственным регистрационным номером "данные изъяты", при наличии условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена: в конструкцию автомобиля внесены изменения без разрешения государственной инспекции безопасности дорожного движения - установлены элементы системы выпуска отработавших газов двигателя, не предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 этой статьи, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечает требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7.18 данного Перечня запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 г. N 877 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств" (далее - Технический регламент), который вступил в силу с 1 января 2015 г.
Техническое регулирование в отношении колёсных транспортных средств, предусмотренное указанным Техническим регламентом, осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колёсных транспортных средств.
Настоящий технический регламент устанавливает в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды требования к колёсным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 1).
В пункте 6 Технического регламента определено понятие "внесение изменений в конструкцию транспортного средства", под которым понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Разделом V "Оценка соответствия" Технического регламента определен порядок проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, что отнесено к компетенции органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения и осуществляется под его контролем (с выдачей свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности либо отказом в его выдаче) (пункты 75 - 80).
Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты.
Приложение N 1 к Техническому регламенту содержит Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие регламента. В числе таких объектов числятся: системы нейтрализации отработавших газов, в том числе сменные каталитические нейтрализаторы (за исключением систем нейтрализации на основе мочевины) и сменные системы отработавших газов двигателей, в том числе глушители и резонаторы (пункты 4 и 5 Таблицы 4 указанного Перечня).
Проанализировав положения Технического регламента, судья правомерно указал, что на систему выпуска отработавших газов, как объект технического регулирования, распространяются требования указанного нормативного документа.
При этом судья пришел к правильному выводу о том, что изменение системы выпуска отработавших газов двигателя транспортного средства (исключение из неё предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства её составных частей и элементов) является изменением конструкции транспортного средства.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 9.10 приложения N 8 Технического регламента, внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов транспортных средств, находящихся в эксплуатации, не допускается.
Пунктом 77 Технического регламента предусмотрены исключения, а именно, транспортные средства не подлежат проверке в случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на её основе была выполнена оценка соответствия внесённых изменений.
В приложении N 10 Технического регламента определён Перечень требований к типам компонентов транспортных средств, согласно которому к сменным системам выпуска отработавших газов двигателей, в том числе глушителям и резонаторам, для транспортных средств категорий М1 (легковые автомобили) такие требования определяются Правилами ЕЭК ООН N 59.
Правила ЕЭК ООН N 59 полностью идентичны тексту Государственного стандарта Российской Федерации "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных систем глушителей" (ГОСТ Р 41.59-2001), который принят и введён в действие Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2011 г. N 145-ст.
Указанный стандарт содержит положения об официальном утверждении систем глушителей или их элементов, устанавливаемых в качестве сменных деталей на один или несколько определенных типов транспортных средств категорий М1 и N1.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 41.59-2001 на каждый элемент сменной системы глушителя, включая трубы и крепежные детали, должна наноситься торговая или фабричная марка предприятия-изготовителя данной системы или её элементов, коммерческая маркировка, предусмотренная предприятием-изготовителем, а также на каждом элементе системы глушителя, соответствующем типу, официально утверждённому на основании настоящих Правил, проставляется международный знак официального утверждения (пункты 4.1, 5.4).
Знак официального утверждения имеет отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение (Япония - 43). Он должен быть отчётливо виден, кроме того, он должен быть нестираемым (пункт 5.5).
Предусмотренное ГОСТ Р 41.59-2001 (Правила ЕЭК ООН N 59) официальное утверждение уполномоченным органом систем глушителей или их элементов, включающее проведение соответствующих испытаний по заявкам предприятий-изготовителей, осуществляется с целью снижения уровня производимого ими шума.
Таким образом, международный знак официального утверждения, наличие которого является обязательным на элементах сменной системы глушителя, подтверждает соответствие её элементов официально утверждённой системе глушителей для определённых типов транспортных средств.
Судьей установлено, что система выпуска отработавших газов двигателя японского автомобиля "Toyota Land Cruiser" (модель и номер кузова "данные изъяты" модель двигателя 1HD), которым управлял Б.А.П., не соответствует комплектности системы выпуска отработавших газов двигателя данной марки транспортного средства.
Для определения комплектности системы выпуска отработавших газов двигателя в качестве документации изготовителя сотрудниками ГИБДД использован интернет-сайт www.amayama.com, содержащий оригинальные онлайн-каталоги запчастей автомобилей японского производства, в том числе на автомобиль "Toyota Land Cruiser" (http://toyota.epcdata.ru), схемы его систем, а также схему системы выпуска отработавших газов с её составными элементами, каждый из которых имеет идентификационный номер.
Как визуально видно из фотографий, в том числе сделанных при дополнительном осмотре автомобиля 26 февраля 2016 г., а также следует из акта специалиста-техника, имеющего соответствующее техническое образование, в систему выпуска отработавших газов автомобиля "Toyota Land Cruiser" госномер "данные изъяты" внесены изменения, а именно, произведена замена заднего элемента - глушителя. Более того, на заменённом глушителе отсутствует международный знак официального утверждения.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности, судья Южно-Сахалинского городского суда обоснованно согласился с выводом должностного лица административного органа о том, что в систему выпуска отработавших газов автомобиля Б.А.П. внесены изменения, что согласно Техническому регламенту отнесено к изменению конструкции транспортного средства и влечет запрет его эксплуатации без подтверждения соответствия.
Доказательств тому, что транспортное средство после внесённого изменения составной части конструкции автомобиля соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя, элементы системы выпуска отработавших газов автомобиля соответствуют компонентам, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации на автомобиль, а также то, что автомобиль прошел оценку соответствия, Б.А.П. не представлено.
При таких данных, привлечение его к ответственности по части 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии условия, при котором эксплуатация транспортного средства запрещена, является правомерным.
Довод Б.А.П. со ссылкой на диагностическую карту о том, что допустимый уровень внешнего шума автомобиля не выходит за пределы установленных ГОСТ Р 52231-2004 величин, правового значения для данного дела не имеет, поскольку к ответственности заявитель привлечен не в связи с превышением этого показателя.
Сам по себе факт изменения конструкции системы выпуска отработавших газов без соблюдения требований, установленных Техническим регламентом, свидетельствует о нарушении безопасности дорожного движения, поэтому дополнительного подтверждения негативного влияния автомобиля на безопасность дорожного движения, в том числе путем экспертных исследований, не требуется.
То обстоятельство, что автомобиль ввезён в Российскую Федерацию до принятия Технического регламента, не исключает его применение к спорным правоотношениям, поскольку указанный нормативный документ распространяет своё действие на все колёсные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Учитывая, что при рассмотрении дела судьёй правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, а приведённые в жалобе доводы на законность выводов судьи не влияют, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 20 ноября 2015 г. оставить без изменения, жалобу Б.А.П. - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.