Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Емелиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лемясова А.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Лемясов А.А. обратился в Пензенский областной суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 24 земельных участков с кадастровыми номерами: N, расположенных по адресу: "адрес", "адрес" категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
В обосновании заявленных требований указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в Отчете независимого оценщика от 15 июня 2015 г. N по состоянию на 24 апреля 2012 г., что затрагивает его права и обязанности как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Определением Пензенского областного суда от 18 февраля 2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Шемышейского района Пензенской области, администрация Воробьевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области. Впоследствии, определением Пензенского областного суда от 25 февраля 2016 г. администрация Шемышейского района Пензенской области исключена из числа заинтересованных лиц.
Административный истец Лемясов А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Митрофанову А.В.,Байдарову А.Д. (доверенность от 15.02.2016), которые в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) Балакина О.А., действующая на основании доверенности от 01.10.2015, заявленные требования оставила на усмотрение суда, указав при этом, что привлечение органа кадастрового учета к рассмотрению дела в качестве административного ответчика, необоснованно.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) Серикова В.В., действующая на основании доверенности от 30.10.2015, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованного лиц - администрации Воробьевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области - Угрушев Н.Г., действующий на основании доверенности от 02.03.2016,а также Глава администрации Воробьевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области Коновалов Н.В. просили в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что уменьшение кадастровой стоимости спорных земельных участков приведет к существенному уменьшению земельного налога, следовательно, к уменьшению поступлений в бюджет сельского поселения МО "Воробьевский сельсовет". Кроме того, отчет, представленный административным истцом, не является допустимым доказательством по делу.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лемясову А.А. на праве собственности принадлежат 24 земельных участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, расположенных по адресу: "адрес", "адрес"", кадастровая стоимость которых является предметом оспаривания в настоящем деле, а именно: с
кадастровым номером N площадью 296 317 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 74552 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 536768 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 8 493 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 749 687 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 10 598 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 6 465 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 212 063 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 35 151 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 99 995 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 1409627 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 118 023 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 1 175 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 1196910 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 347 009 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 383 118 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 9 212 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 386 635 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 462 203 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 150 084 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 196 491 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 8 209 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 1920884 кв. м, с
кадастровым номером N площадью 150 410 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д. 38, 42, 46, 50, 55, 59, 63, 67, 71, 75, 79, 83, 87, 91, 95, 99, 103, 108, 112, 116, 120, 124, 128, 132), а также договорами купли-продажи (т.2 л.д. 100-125).
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет:
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. (т. 1 л.д.39, 43, 47, 53, 56, 60, 64, 68, 72, 76, 80, 84, 88, 92, 96, 100, 104, 109, 113, 117, 121, 125, 129, 133).
Данная кадастровая стоимость оспаривается в настоящее время.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что очередная государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области проведена по состоянию на 01 января 2011 г. и её результаты утверждены постановлением Правительства Пензенской области от 07.09.2012 N 645 - пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области".
Спорные земельные участки не вошли в перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки. Их кадастровая стоимость установлена уполномоченным органом на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в соответствии с актами определения кадастровой стоимости земельных участков от 08 ноября 2012 г. (т.2 л.д. 64-71).
Из кадастровых паспортов земельных участков усматривается, что спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт 24 апреля 2012 г. (т. 2 л.д. 126-173).
Поскольку сведения о данных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 24 апреля 2012 г., датой, по состоянию на которую должна быть определена их рыночная стоимость, следует считать - 24апреля 2012 г.
В обоснование заявленных требований Лемясовым А.А. представлен Отчет об оценке от 15 июня 2015 г. N (далее - отчет N), подготовленный оценщиком ООО "Оценка.ру" Галаховым А.А., согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков составила:
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером N - "данные изъяты" руб. (т. 1 л.д. 136-215).
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение от 30июля 2015 г. N, составленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "СВОД" (т. 1 л.д. 217-245).
Суд, исследовав отчет N, приходит к выводу о том, что отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которым относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их
характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости.
В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование невозможности применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Лицами, участвующими в деле, достоверность данных, содержащихся в отчете N, не оспаривалась, доводов, позволяющих подвернуть сомнению выводы оценщика, не приводилось. Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорных объектах недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Довод представителя заинтересованного лица - администрации Воробьевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о том, что отчет об оценке является недопустимым доказательством, судом во внимание принят быть не может, поскольку в силу пункта 4 части 2 статьи 246, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки отчет независимого оценщика является одним из допустимых доказательств, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах требования Лемясова А.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Довод представителя заинтересованного лица - администрации Воробьевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о том, что уменьшение кадастровой стоимости спорных земельных участков приведет к существенному уменьшению земельного налога, следовательно, к уменьшению поступлений в бюджет сельского поселения МО "Воробьевский сельсовет", не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных Лемясовым А.А. требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, прямо предусмотрена законом.
Что касается довода представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области о том, что привлечение органа кадастрового учета к рассмотрению дела в качестве административного ответчика необоснованно, суд, отклоняя данный довод, исходит из следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
На основании приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 с 01.03.2012 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
По делу установлено, что кадастровая оценка спорных земельных участков была определена по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 24 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7).
С учетом указанных обстоятельств, привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области к участию в деле в качестве административного ответчика обоснованно.
Доводы представителя заинтересованного лица - Правительства Пензенской области, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Пензенской области либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Лемясов А.А. первоначально обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков 30 ноября 2015 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2015 г.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования по состоянию на 24 апреля 2012 г. в размере их рыночной стоимости, а именно:
- с кадастровым номером N площадью 296317 кв.м - "данные изъяты"
- с кадастровым номером N площадью 74552 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 536768 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 8 493 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 347 009 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 749 687 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 10 598 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 6 465 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 212 063 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 35 151 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 99 995 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 1409 627 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 118 023 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 1 175 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 1196 910 кв.м - "данные изъяты"
- с кадастровым номером N площадью 383 118 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 9 212 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 386 635 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 462 203 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 150 084 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 196 491 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 8 209 кв.м - "данные изъяты");
- с кадастровым номером N площадью 1920 884 кв.м - "данные изъяты"
- с кадастровым номером N площадью 150 410 кв.м - "данные изъяты").
Датой подачи Лемясовым А.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 30 ноября 2015 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2016 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.