Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Ивановой О.А., Холиковой Е.А.,
при секретаре: Москвичевой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации МО "Велижский район" Смоленской области на решение Велижского районного суда Смоленской области от 04 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., объяснения представителя административного истца - прокурора Поповой Е.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Велижского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Велижский район" с требованиями о признании незаконным бездействия в части постановки на учет общественного кладбища - "данные изъяты" кладбища, расположенного по ... , в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество; о возложении обязанности провести межевание земельного участка под общественным кладбищем - "данные изъяты" кладбище, расположенного по ... ; о возложении обязанности поставить на учет общественное кладбище ? "данные изъяты" кладбище, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В обоснование иска административный истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Велижского городского поселения находится общественное кладбище - "данные изъяты" кладбище, которое собственника не имеет, на учет как бесхозяйная вещь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлено. Отсутствие собственника может вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а их несоблюдение вызвать чрезвычайную ситуацию.
В судебном заседании помощник прокурора Ковалев В.В. заявленные требования поддержал, настаивает на их удовлетворении, при этом срок исполнения обязанности просил установить 3 месяца.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования "Велижский район" Федорова Е.А., выступающей на основании соответствующей доверенности, административные исковые требования не признала, просила в иске отказать. В обоснование возражений указала на то, что кладбище не относится к бесхозному имуществу, так как является объектом благоустройства г. Велиж и ошибочно не было включен в перечень муниципального имущества МО "Велижское городское поселение". В части проведения межевания кладбища, то это не возможно выполнить, так как нет всех признаков объекта.
Решением Велижского районного суда Смоленской области от 04 февраля 2016 года заявленный прокурором Велижского района административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации МО "Велижский район", выразившееся в не постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественного кладбища - "данные изъяты" кладбища, расположенного по ... На администрацию МО "Велижский район" Смоленской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по проведению межевания земельного участка под общественным "данные изъяты" кладбищем, расположенным по адресу: ... ; по постановке на учет общественного "данные изъяты" кладбищем, расположенным по адресу: ... в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество; а также в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Велижский районный суд и прокурору Велижского района.
В апелляционной жалобе администрации МО "Велижский район" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, сославшись на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права (не применены законы, подлежащие применению), выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия, не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на таковую, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения городского поселения, с учетом п. 20, 22 ч.1 ст. 7, ч. 1, п. 19, 21 ч. 7 ст. 29 Устава МО "Велижское городское поселение" (л.д. 10-15) отнесены к полномочиям городского поселения, в лице администрации МО "Велижский район".
Решением Совета депутатов Велижского городского поселения N от (дата) администрация МО "Велижский район" с 01.01.2013г. исполняет полномочия администрации МО "Велижское городское поселение".
На территории г. Велиж расположено 5 кладбищ, которые являются открытыми, общественными, кладбища не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В реестре муниципального имущества муниципального образования "Велижское городское поселение" и реестре муниципального имущества муниципального образования "Велижский район" кладбища не значатся, в том числе "данные изъяты" кладбище.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия администрации и обязании ее совершить действия по организации места захоронения, суд исходил из того, что не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации МО "Велижский район" на территорию кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они мотивированы и соответствуют вышеуказанным требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, поскольку она не содержит ссылок на неисследованные судом обстоятельства, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение по делу, применил нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Велижского районного суда Смоленской области от 04 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Велижский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.