Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Хуснутдиновой И.И.,
судей Сенотрусовой И.В., Ющенко И.К.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 11 января 2016 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Лещенко И. В. к Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о взыскании сумм недополученной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., объяснения истца Лещенко И.В., его представителя Аверьяновой С.В., представителя ответчика УМВД России по Хабаровскому краю Бахтиной О.В., судебная коллегия,
установила:
Лещенко И.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее по тексту УМВД России по Хабаровскому краю) о взыскании сумм недополученной социальной выплаты на приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований указал, что решением жилищно-бытовой комиссии УВД Хабаровского края от 20.07.2012 года он был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, исходя из стажа его службы 25 лет 4 месяца 5 дней и состава семьи два человека. В 2013 году он получил единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в сумме "данные изъяты". В 2015 году ему стало известно, что ответчик неверно произвел расчет указанных выплат, в связи с чем он обратился с заявлением о предоставлении расчета выплаченной социальной выплаты. Согласно выписки из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД по Хабаровскому краю, ему неверно был произведен расчет размера выплаты. Просил взыскать с УМВД России по Хабаровскому краю в его пользу недополученную сумму единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в сумме "данные изъяты".
В ходе судебного разбирательства истец дополнил заявленные требования, просил взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" (л.д.39).
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 января 2016 года, с учетом определения Центрального районного суда г.Хабаровска от 24 февраля 2016г. об исправлении описки в решении суда, исковые требования Лещенко И.В. удовлетворены, постановлено:
Взыскать с УМВД России по Хабаровскому краю в пользу Лещенко И.В. сумму недополученной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере "данные изъяты", расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты", расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, определением обстоятельств, имеющих значение по делу, ненадлежащей оценке представленных доказательств. В обоснование доводов жалобы излагает обстоятельства дела, ссылается на то, что решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю с применением размера средней рыночной стоимости общей площади жилья по Хабаровскому краю состоялось 07.11.2012 г. в момент действия приказа Министерства регионального развития РФ от 07.06.2012 г. N 225. Поскольку Приказ Министерства регионального развития РФ от 17.10.2012 г. N 28/ГС " О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на 4 квартал 2012 года" был зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2012 г. N 25773, опубликован в Российской газете 09.11.2012 г. и введен в действие с 20.11.2012 г., то законных оснований для применения данного постановления при расчете единовременной денежной выплаты 07.11.2012 года у УМВД не имелось. Также указали, что УМВД России по Хабаровскому краю не является распорядителем бюджетных средств для единовременной социальной выплаты, в связи с чем решение суда в указанной части является незаконным. Кроме того, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату один раз за весь период государственной службы, порядок расчета выслуги лет для предоставления единовременной социальной выплаты не определен до настоящего времени.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Лещенко И.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика УМВД России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда указанным требованиям закона не отвечает.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из необходимости учета при расчете размера единовременной социальной выплаты норматива общей площади жилого помещения исходя из состава семьи 2 человека, включая супругу истца и необходимости применения поправочного коэффициента в размере 1, 5, с учетом срока службы истца в рядах Вооруженных Сил РФ, произведя расчет единовременной социальной выплаты исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на 4 квартал 2012 года в размере "данные изъяты", в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 17.10.2012 N 28, удовлетворив требования о взыскании недоплаченной выплаты в связи с ее исчислением без учета срока службы истца в армии и применением средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья на 3 квартал 2012 года.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат нормам права и материалам дела.
Из материалов дела следует, что с 15.02.2000 г. Лещенко И.В. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации по настоящее время в должности "данные изъяты" УМВД России по Хабаровскому краю.
Решением жилищно-бытовой комиссии N от 07.11.2012г. постановлено предоставить истцу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на семью из 2-х человек (он и супруга) в размере "данные изъяты", исходя из выслуги лет на момент рассмотрения 12 лет 7 месяцев 12 дней в календарном исчислении.
14.12.2015г. МВД России дан ответ по обращению Лещенко И.В. по вопросу доплаты единовременной выплаты, согласно которого истцу отказано в осуществлении доплаты в связи с неправильными расчетами размера единовременной выплаты.
Отказ заявителем не был оспорен в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в стаж службы в органах внутренних дел подлежат зачету все периоды, в том числе и военной службы, перечисленные в ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также из того, что ответчиком при расчете суммы единовременной социальной выплаты был применен неверный размер средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Хабаровскому краю.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит нормам права.
Согласно п. п. 1 и 5 ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи; для предоставления иных социальных гарантий, к которым относится и единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения - периоды, определенные Правительством Российской Федерации.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что периоды, включаемые в стаж службы в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и для предоставления иных социальных гарантий, определяются по разному, в связи с чем в стаж службы для предоставления иных социальных гарантий не могут засчитываться, как ошибочно посчитал суд первой инстанции, периоды, указанные в ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определены периоды, которые подлежат включению в стаж службы в органах внутренних дел для получения социальной выплаты, не дает права рассчитывать эти периоды по правилам, установленным для исчисления стажа при назначении пенсии за выслугу лет, поскольку возможность такого зачета ни Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, ни Правительством Российской Федерации не установлена.
Кроме того, применяя к спорным правоотношениям для исчисления единовременной выплаты Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17 октября 2012 года N 28/ГС, которым определена средняя рыночная стоимость общей площади жилья на IV квартал 2012 года по Хабаровскому краю в размере "данные изъяты", суд первой инстанции не учел, что решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю с применением размера средней рыночной стоимости общей площади жилья по Хабаровскому краю из расчета "данные изъяты" состоялось 07.11.2012 г. в момент действия приказа Министерства регионального развития РФ от 07.06.2012 г. N 225.
Поскольку Приказ Министерства регионального развития РФ от 17.10.2012 г. N 28/ГС " О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на 4 квартал 2012 года" был зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2012 г. N 25773, опубликован в российской газете 09.11.2012 г. и введен в действие с 20.11.2012 г., то законных оснований для применения данного Постановления при расчете единовременной денежной выплаты 07.11.2012 года у суда не имелось.
Таким образом, при разрешении заявленных требований суду следовало руководствоваться положениями Приказа Минрегиона России от 07.06.2012 N 225 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года".
Поскольку на момент принятия решения жилищно-бытовой комиссии 07.11.2012г. действовал Приказа Минрегиона России от 07.06.2012 N 225 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года", судебная коллегия приходит к выводу о том, что размер единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью из 2-х человек (он и супруга) в размере "данные изъяты" определен и выплачен МВД России в соответствии с действующим законодательством в момент принятия решения.
Также судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что УМВД РФ по Хабаровскому краю является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от 30 декабря 2011 года N 1233 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ" финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Таким образом, предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации отнесено к компетенции МВД РФ за счет его бюджетных ассигнований, поскольку оно выступает главным получателем и распорядителем бюджетных средств, а поэтому недополученная, по мнению истца, сумма единовременной социальной выплаты не могла быть взыскана с УМВД РФ по Хабаровскому краю.
Как следует из материалов дела, единовременная социальная выплата в размере "данные изъяты" предоставлена Лещенко И.В. на основании Распоряжения Министра МВД России.
При таких обстоятельствах исковые требования в указанной части заявлены Лещенко И.В. к ненадлежащему ответчику, в связи с чем не подлежали удовлетворению.
Выводы суда основаны на применении закона, не подлежащего применению, и неправильном истолковании закона. Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены решения суда и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Лещенко И.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лещенко И. В. к Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о взыскании сумм недополученной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, судебных расходов - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий И.И. Хуснутдинова
Судьи: И.В. Сенотрусова
И.К. Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.