Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Хуснутдиновой И.И.,
судей Бузыновской Е.А., Ющенко И.К.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело гражданское дело по апелляционной жалобе Кашиной Е. С. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 октября 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению Кашиной Е. С. к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, компенсации морального вреда, квартальной премии.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., объяснения представителя Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Григорьевой Ю.Б., судебная коллегия,
установила:
Кашина Е.С. обратилась в суд с иском к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, квартальной премии за 1 квартал 2014 года, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указала, что приказом заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 11 сентября 2012 г. N она была назначена на должность "данные изъяты" Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
С 1 ноября 2012 г. приказом заместителя министра Российской Федерации по Развитию Дальнего Востока N она была назначена на должность "данные изъяты" Министерства российской Федерации по Развитию дальнего Востока.
Приказом заместителя министра Российской Федерации по Развитию Дальнего Востока от 10 апреля 2014 г. N с Кашиной Е.С. был расторгнут служебный контракт, она была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданский службе Российской Федерации". Полагает, что при увольнении работодатель не в полном объеме произвел ей выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку при их расчете не учел ряд дополнительных премиальных выплат, имевших место в течение года, предшествовавшего увольнению, а также без законных на то оснований не выплатил премию за первый квартал 2014 года. Просила суд взыскать с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в ее пользу недоплаченные суммы причитавшихся ей при увольнении выплат, за нарушение работодателем установленного срока расчета при увольнении взыскать компенсацию, предусмотренную статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 октября 2014 г. Кашиной Е.С. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Кашина Е.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов жалобы излагает обстоятельства дела, ссылаясь на то, что суд необоснованно не учел разъяснения Министерства финансов РФ, данные в письме от 15.07.2014 г. N, согласно которым формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 238-7. Кроме того, суд не рассмотрел вопрос о перерасчете компенсации за неиспользованный отпуск исходя из расчетного количества календарных дней для исчисления среднего дневного заработка. Не согласна с выводом суда об отсутствии оснований для взыскания премии за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2014 г. Судом не дана правовая оценка действиям ответчика в связи с заявленными ею требованиями о компенсации морального вреда и денежной компенсации за задержку выплат при увольнении, несмотря на то, что имеет место нарушение ответчиком её трудовых прав.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 февраля 2015 г. решение суда от 28 октября 2014 г. отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований:
с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в пользу Кашиной Е.С. взысканы компенсация при увольнении в размере "данные изъяты", компенсация за неиспользованный отпуск в размере "данные изъяты", премия за выполнение особо важных и сложных заданий за первый квартал 2014 года в размере "данные изъяты", компенсация за нарушение срока выплат при увольнении в размере "данные изъяты", компенсация морального вреда в размере "данные изъяты", всего "данные изъяты". В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 11 января 2016г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 февраля 2015г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда.
В заседание суда апелляционной инстанции не явился истец, о явке извещалась по правилам ст.113 ГПК РФ, по заявлению просила рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, уведомленного надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 сентября 2012 года представителем нанимателя в лице заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока с Кашиной Е.С. заключен служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы в Минвостокразвития России, по условиям которого денежное содержание истца состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ в размере "данные изъяты", ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лег на государственной гражданской службе РФ в размере 20% оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 120% ежемесячного денежного поощрения в размере 2,5 должностного оклада, ежемесячной надбавки за непрерывный стаж работы в организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, в размере 30%, районного коэффициента в размере 20%, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Приказом заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 11 сентября 2012 г. N Кашина Е.С. была назначена на должность федеральной государственной гражданской службы "данные изъяты" Минвостокразвития России.
Приказом заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 01 ноября 2012 г. N Кашина Е.С. была назначена на должность "данные изъяты" Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока с 1 ноября 2012 года, в тот же день с ней заключен служебный контракт.
Приказом заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 10 апреля 2014 г. N, служебный контракт расторгнут 14 апреля 2014г., она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
При увольнении Кашиной Е.С. ответчиком была выплачена причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере "данные изъяты", а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск (25 календарных дней) в размере "данные изъяты".
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно статье 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ч.2 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими гостайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Аналогичные положения о видах дополнительных выплат содержатся в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, согласно которым к дополнительным выплатам относится, в том числе, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Из материалов дела следует, что при расчете месячного денежного содержания истца представитель нанимателя руководствовался приведенными выше Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, при этом в составе полученного дохода не учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в 2013 году.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что произведенные истцу выплаты сумм материального стимулирования на основании отдельного нормативного акта не подлежат учету в расчетном периоде, указанные выплаты, по мнению судебной коллегии, необходимо учитывать в составе полученного истцом дохода в расчетном периоде, поскольку необходимость включения указанных сумм при расчете денежного содержания подтверждается разъяснениями Министерства финансов РФ в письме от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, согласно которым в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014 года N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов. Учитывая положения ст.ст. 50 и 51 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", Минфин РФ полагает, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением N 238-7. В составе денежного содержания гражданских служащих дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением N 238-7. Кроме того, в указанном письме имеется указание о том, что все предыдущие заключения Минфина России по данному вопросу должны быть скорректированы с учетом системных подходов данного письма.
Учитывая, что выплаты, предусмотренные Постановлениями Правительства РФ N 238-7 и 551-17, имеют одинаковую правовую природу, поскольку выплачиваются в целях совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих за счет предусмотренных бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление материального стимулирования гражданских служащих, и, как указано в приведенном выше письме, должны учитываться при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих государственного органа, действие Постановления Правительства РФ N 238-7 от 27 марта 2014 года распространяется на правоотношения государственной гражданской службы между сторонами, поскольку служебный контракт с Кашиной Е.С. прекращен после принятия указанного Постановления, в связи с чем фонд оплаты труда должен быть рассчитан с учетом выплат истцу суммы материального стимулирования.
Судебная коллегия, проанализировав представленный ответчиком расчет сумм, подлежащих выплате истцу при увольнении, произведенный с учетом сумм материального стимулирования, имевших место в расчетном периоде, произведенный на основании Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года N 562, находит его верным и принимает его при расчете подлежащих взысканию денежных сумм.
Согласно справок о доходах физических лиц за 2013,2014 годы, в расчетный период за год до даты увольнения, то есть с 15.04.2013 по 14.04.2014, истцом получены доходы, из которых следует, что средний месячный заработок составляет "данные изъяты". Средний дневной заработок составляет "данные изъяты". Таким образом, выходное пособие, из расчета 4 месяцев составляет "данные изъяты".
Средний дневной заработок истицы составляет "данные изъяты".
При таких обстоятельствах размер компенсации за неиспользованный отпуск должен составлять за 25 дней - "данные изъяты".
С учетом сумм, ранее выплаченных истцу при увольнении, взысканию в пользу Кашиной Е.С. подлежит компенсация при увольнении в размере "данные изъяты", компенсация за неиспользованный отпуск в размере "данные изъяты".
Доводы апелляционной жалобы о перерасчете компенсации за неиспользованный отпуск исходя из расчетного количества календарных дней для исчисления среднего дневного заработка в размере 29,3, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Кашина Е.С. являлась гражданским служащим и была уволена 14 апреля 2014 г., при расчете причитающейся ей денежной компенсации за неиспользованный отпуск подлежало применению для исчисления денежного содержания предусмотренное действовавшим на тот период специальным законодательством среднемесячное число календарных дней 29,4, так как указанное число было изменено на 29,3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 642, вступившим в силу 22 июля 2014 г. и не распространившим свое действие на ранее возникшие отношения.
Разрешая требования Кашиной Е.С. о взыскании с ответчика премии за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2014 года, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Приказом Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 15 октября 2012 г. N 37, принятым в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, утверждено Положение о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
Согласно пункту 1.2 этого Пложения премирование гражданских служащих Министерства производится за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Министерство в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 664, а также в целях повышения их материальной заинтересованности в качестве выполнения заданий, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также руководством Министерства и имеющих особую важность для проведения государственной политики в сфере деятельности Министерства.
Пунктом 2.1 названного Положения установлено, что фонд для выплаты премий гражданским служащим (работникам) Министерства формируется в пределах утвержденного Министерству фонда оплаты труда.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями премирование гражданских служащих Минвостокразвития России является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев.
Основными критериями при решении вопроса о выплате премии и определении ее размера для гражданских служащих Минвостокразвития России в соответствии с пунктом 3.5 Положения о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока являются результаты выполнения ими особо важных и сложных заданий. При этом периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров.
В виду того, что основания и порядок премирования гражданских служащих в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя и зависят, в частности, от количества и качества выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Минвостокразвития России, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на приятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего персонально, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Учитывая, что при увольнении истца с ней не в полном размере произведен расчет, требования истца, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, размер которой составляет "данные изъяты", из расчета: "данные изъяты", которая подлежит взыскания с ответчика в пользу Кашиной Е.С.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку со стороны представителя работодателя имеет место нарушение трудовых прав истца, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере "данные изъяты", исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 октября 2014 года - отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Кашиной Е. С. к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, компенсации морального вреда, квартальной премии удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в пользу Кашиной Е. С. компенсацию при увольнении в размере "данные изъяты", компенсацию за неиспользованный отпуск в размере "данные изъяты", компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
В остальной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Хуснутдинова И.И.
Судьи: Бузыновская Е.А.
Ющенко И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.