Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н. Кочуковой
судей Н.В. Пестовой, И.К. Ющенко
при секретаре Е.А. Ильчук
рассмотрела в открытом судебном заседании суда гражданское дело по иску Резниковой Н. Н. к краевому государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" о постановке на учет в качестве безработной и выплате пособия,
по апелляционной жалобе краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 11 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Н.В.Пестовой, судебная коллегия
установила:
Резникова Н.Н. обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" о постановке на учет в качестве безработной и выплате пособия.
В обоснование заявленных требований указала, что 19.01.2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о регистрации в качестве безработной. 20.01.2016 года ответчиком отказано в признании ее безработной. Отказ мотивирован отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в городе Комсомольске-на-Амуре.
Просила суд признать отказ в регистрации в качестве безработной незаконным, возложить обязанность признать ее безработной с даты обращения в орган занятости населения 19.01.2016 года.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 11 февраля 2016 года постановлено признать за Резниковой Н.Н. право на поставку в КГКУ ""Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" в качестве безработной и назначения пособия по безработице.
Обязать КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" поставить Резникову Н.Н. на учет в качестве безработной и выплачивать пособие по безработице с 19.01.2016 года.
В апелляционной жалобе КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушения судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в соответствии с п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 10321 "О занятости населения в Российской Федерации", при обращении в орган занятости населения у истца отсутствовала отметка о регистрации по месту жительства. Также не имелось вступившего в законную силу судебного решения об установлении факта имеющего юридическое значение. При разрешении спора судом неверно истолкованы требования истца и рассмотрены требования об установлении юридического факта, однако такие исковые требования истец не заявляла, при этом судом не разрешены требования заявленные истцом о правомерности или неправомерности действия директора КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре".
В отзыве относительно доводов апелляционной жалобы Резникова Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что суд установив неправомерность отказа в регистрации истца в качестве безработной, установилфакт постоянного проживания в г.Комсомольске-на-Амуре и обязал ответчика поставить ее на учет в качестве безработной, тем самым признал действия директора КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" незаконными.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны по делу не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. От Резниковой Н.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Сведений об уважительности причин неявки КГКУ "Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре" суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к правильному выводу о незаконности отказа ответчика в признании истицы безработной, при этом исходил из того, что отсутствие регистрации по месту жительства само по себе не может являться основанием для отказа в признании лица безработным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Резникова Н.Н. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве лица, ищущего работу.
Из ответа директора КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" от 20.01.2016 года следует, что истице отказано в регистрации в качестве безработной и назначение пособия по безработице в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в г.Комсомольске-на-Амуре.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на день обращения в орган занятости по вопросу признания безработной, а также на день отказа в признании такового статуса Резникова Н.Н. имела временную регистрацию по месту пребывания по "адрес", сроком с 03.02.2015 г. по 03.02.2016 г. и с 04.02.2016 года по 04.02.2018 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что местом жительства Резниковой Н.Н. является г.Комсомольск-на-Амуре и отсутствие у истца регистрации по месту жительства в г.Комсомольск-на-Амуре при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку такой отказ противоречит указанным правовым нормам и нарушает права Резниковой Н.Н.
Право граждан на защиту от безработицы закреплено в п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", которым определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ст.3 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.1998 г. N 2-П, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 г. N 1868-О разъяснено, что п.2 ст.3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.
Согласно ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации.
Таким образом, тот факт, что Резникова Н.Н. фактически проживая в г.Комсомольске-на-Амуре на момент регистрации в качестве ищущей работу, не имела регистрации по месту жительства, а была зарегистрирована по месту пребывания, не должен ограничивать ее конституционные права.
Поскольку на момент обращения к ответчику, Резникова В.В. проживала в г.Комсомольске-на-Амуре в качестве безработной она должна была быть зарегистрирована с даты постановки на учет в качестве ищущей работу, с этой же даты должно было быть назначено пособие.
При таких обстоятельствах, выводы суда о признании за Резниковой Н.Н. право на постановку в качестве безработной и назначения ей пособия по безработице с даты первоначального обращения к ответчику являются верными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что регистрация по месту пребывания не является основанием для выплаты пособия по безработице, как и доводы о том, что место постоянного или преимущественно проживания гражданина может быть установлено только на основании решения суда об установлении факта имеющего юридическое значение, судебной коллегией во внимание не принимаются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Довод в жалобе о том, что судом не разрешен вопрос о правомерности или неправомерности действий директора КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку обращаясь в суд с настоящим иском за защитой своего нарушенного права истец фактически обжаловала ответ директора КГКУ "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре", согласно которому были нарушены ее права быть в установленном законе порядке признанной безработной и назначении пособия по безработице.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции восстановил нарушенные ответчиком права истца.
Правовые основания для иной оценки, представленных сторонами и исследованных судом доказательств, отсутствуют, а приведенные выводы суда соответствуют требованиям закона, не противоречат материалам дела и ответчиком не опровергнуты.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от11 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску Резниковой Н. Н. к краевому государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" о постановке на учет в качестве безработной и выплате пособия оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи И.К. Ющенко
Н.В. Пестова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.