Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.,
судей Абрамовой Н.Н., Бритвич Ю.С.
при секретаре Москалёвой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горохова С.Ю.
18 апреля 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 10 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Обязать мэрию г.Ярославля предоставить Мусакиной Л.К., Мусакину О.В., Мусакину С.О., Мусакину А.О. на семью из четырех человек незамедлительно во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в г.Ярославле, отвечающее обязательным требованиям, общей площадью не менее 30,6 кв.м.
В остальной части исковые требования Мусакиной Л.К., Мусакина О.В., Мусакина С.О ... Мусакина А.О. к мэрии г.Ярославля о внеочередном предоставлении жилья оставить без удовлетворения.
Взыскать с мэрии г.Ярославля в пользу Мусакиной Л.К. в возмещение судебных расходов ... руб."
Судебная коллегия
установила:
Нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" является Мусакина Л.К. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают также члены ее семьи - Мусакин О.В., Мусакин С.О. и Мусакин А.О. Общая площадь жилого помещения составляет 30,6 кв.м.
Согласно акту городской межведомственной комиссии N 26 от ДД.ММ.ГГГГ квартиры в жилом доме N по "адрес" признаны непригодными для проживания (по ветхости) и подлежащими расселению до 2010 года.
Заключением городской межведомственной комиссии N 4 от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом N по "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 09.07.2015 года N 1249 жилой дома N по "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции, срок расселения указанного дома установлен до 2025 года.
Мусакина Л.К., О.В., Мусакин С.О., Мусакин А.О. обратились в суд с иском к мэрии г. Ярославля о возложении обязанности предоставить на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле, отвечающее требованиям статьи 89 ЖК РФ, площадью 68 кв.м.
В судебном заседании истец Мусакина Л.К., ее представитель по устному ходатайству Савина Н.С. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель мэрии г.Ярославля в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что определение сроков расселения аварийных домов относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, оснований для немедленной реализации права истцов на предоставление жилого помещения не имеется.
Третье лицо Территориальная администрация Дзержинского района мэрии города Ярославля представило отзыв, из которого следует, что оснований для немедленной реализации права истцов на предоставление жилого помещения не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав объяснения Мусакиной Л.К. и её представителя по устному заявлению Савиной Н.С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года за 2 квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ.
Согласно акту межведомственной комиссии N 26 от ДД.ММ.ГГГГ общий физический износ конструктивных элементов и конструкций дома N по "адрес" составляет 77%, в ходе обследования выявлены глубокие трещины в кирпичной кладке цоколя, выветривание швов, выколы, разрушение кирпича местами в наружных стенах, прогибы междуэтажных и чердачном перекрытиях, поражение гнилью стропильной системы, оконных и дверных заполнений, дом отнесён к непригодным для проживания (по ветхости) с отселением жителей до 2010 года включительно.
В указанный срок расселение дома не было произведено. Доказательств того, что в доме с 2005 года проводились какие-либо ремонтные работы, улучшившие его состояние, материалы дела не содержат.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии N 4 от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом N по "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции. В заключении указано, что общий физический износ дома составляет 78%, несущие и ограждающие конструкции жилого здания находятся в аварийном состоянии, несущие конструкции имеют следы разрушения и повреждения, приводящие к их деформациям, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 09.07.2015 года N 1249 установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома N по ул "адрес" до 2025 года.
Согласно ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
В заседании суда первой инстанции и в суде апелляционной инстанции Мусакина Л.К. пояснила, что в доме прогнили балки перекрытий, стены промокают и зимой промерзают, влажность очень высокая, везде плесень и грибок, электрика в плохом состоянии. Есть опасность возгорания, лестница при ходьбе по ней шатается.
При наличии указанных доказательств судебная коллегия считает установленным, что состояние жилого помещения, в котором проживают истцы, создаёт угрозу для их жизни и здоровья, поэтому вывод суда первой инстанции об удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилого помещения является правильным.
При наличии угрозы для жизни и здоровья истцов предоставление другого благоустроенного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наступления сроков расселения дома, установленных органом местного самоуправления, а также от расселения иных домов в г. Ярославле, признанных непригодными для проживания ранее 09.07.2015. Судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что ранее установленный срок расселения дома истёк, новый срок расселения, установленный в 2015 году, является очень длительным, состояние дома продолжает ухудшаться.
При разрешении спора материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
В целом апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу мэрии г. Ярославля на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 10 февраля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.