Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Парменычевой М.В., Суринова М.Ю.
при секретаре Артюшовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
22 апреля 2016 года
гражданское дело по апелляционным жалобам Денисова Р.Г. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Денисова Р.Г. отказать.
По делу установлено:
Денисов Р.Г. обратился в суд с иском к Правительству Ярославской области о признании незаконным бездействия государственного органа, обязании выполнить обязанности по обеспечению жилым помещением на условиях договора социального найма.
В обоснование иска указал, что решением Ярославского областного суда от 29.05.2015 года истец был поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как жертва политических репрессий. ДД.ММ.ГГГГ Денисов Р.Г. обратился к Губернатору Ярославской области с письменным обращением, в котором просил дать ответ, кода Ярославская область выполнит свои обязательства по обеспечению истца жильем. В ответ было получено сообщение о том, что обращение направлено в мэрию г.Ярославля для рассмотрения. Согласно ответу мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ вопрос обеспечения жильем категории реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, относится к компетенции органов государственной власти Ярославской области. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти создают условия для осуществления этого права. В соответствии с ФЗ от 18.10.1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 15, 16 Закона Ярославской области от 11.07.2005 года N40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также членам их семей предоставляются помещения из государственного жилищного фонда Ярославской области площадью не менее 14 кв.м. Жилое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено. Денисов Р.Г. полагал, что бездействие ответчика нарушает его права и охраняемые законом интересы и просил обязать Правительство Ярославской области до конца 2015 года выполнить свои обязанности по обеспечению его жилым помещением, предоставляемым на условиях социального найма из государственного жилищного фонда Ярославской области.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, мэрия г.Ярославля, Территориальная администрация Дзержинского района мэрии г.Ярославля.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалоб сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В возражениях на жалобы Правительство Ярославской области и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав Денисова Р.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда и подлежат оставлению без удовлетворения.
Отказывая Денисову Р.Г. в удовлетворении требований, суд исходил из того, что административный истец в силу ст. 57 ЖК РФ правом на внеочередное получение жилья на условиях социального найма не обладает, в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия Правительства Ярославской области, выразившегося в не предоставлении ему жилого помещения и обязании ответчика выполнить свои обязанности по обеспечению его жилым помещением не имеется. Кроме того, полномочия по распоряжению жилищным фондом Ярославской области делегированы Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, поэтому в иске к Правительству ЯО должно быть отказано.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанным на материалах дела и законе.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" N1761-1 от 18.10.1991 г. признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона Ярославской области N40-з от 11.07.2005 года "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" жилое помещение государственного жилищного фонда Ярославской области предоставляется гражданам, указанным в статье 15 настоящего Закона, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области.Решение о предоставлении жилого помещения в государственном жилищном фонде Ярославской области принимается органом государственной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области на основании сведений, предоставленных органом учета. В месячный срок со дня освобождения жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области гражданину сообщается о предоставлении ему жилого помещения. Указанное сообщение является основанием для заключения договора социального найма. Форма договора определяется в порядке, установленном федеральным законодательством. Договор социального найма является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Администрации Ярославской области от 2 апреля 2007 года N116, органом, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области, является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Судом установлено, что распоряжением главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N Денисов Р.Г. ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, имеющих право в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного Кодекса РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма (категория реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Истец, в связи с наличием у него права на льготы в соответствии с законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", к ним не относится.
По сообщению Управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области признаны "данные изъяты" человека, относящиеся к категории реабилитированных лиц, лиц, признанными пострадавшими от политических репрессий, а также "данные изъяты" членов их семей, имеющих право на предоставление жилого помещения (л.д. 22).
Согласно сведениям Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в настоящее время в собственности Ярославской области свободные изолированные жилые помещения в государственном жилищном фонде Ярославской области, предназначенные для предоставления по договорам социального найма, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что законодательство Ярославской области не предусматривает предоставление данной категории лиц жилых помещений во внеочередном порядке, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц, связано с наличием свободных жилых помещений государственного жилищного фонда, в связи с чем, нарушений действующего законодательства в области жилищных отношений со стороны Правительства Ярославской области не имеется.
Доводы жалобы о том, что Правительство Ярославской области не имело право передавать свои полномочия по распоряжению государственным жилищным фондом Департаменту имущественных и земельных отношений ЯО, т.к. это противоречит ст.76 Конституции РФ, судебной коллегией не принимаются. Как указывалось выше, обеспечение жилыми помещениями лиц, отнесенных к категории реабилитированных лиц, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Законом субъекта - Ярославской области, предусмотрено право распоряжения таким жилищным фондом - органом государственной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области. Таким органом государственной власти субъекта Российской Федерации Ярославской области является Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (Положение о департаменте. Утв. Постановлением Администрации ЯО от 02.04.2007 N116). Указанные законы и подзаконный акт противоречащими Конституции РФ не признаны.
Доводы жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Денисова Р.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.