Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Суринова М.Ю., Парменычевой М.В.
при секретаре Симоненко Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.
29 апреля 2016 года
административное дело по апелляционной жалобе Николаева В.Ю. на решение Ярославского областного суда от 18 февраля 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Николаева В.Ю. отказать.
По делу установлено:
Николаев В.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" и земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты". Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования - дачное строительство, располагаются по адресу: "адрес".
В отношении земельного участка с кадастровым номером N установлена кадастровая стоимость в размере "данные изъяты".; в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты".
Истец обратился с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков, указывая следующее: до внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования данных земельных участков (участки имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства) кадастровая стоимость земельных участков составляла в отношении участка с кадастровым номером N - "данные изъяты", в отношении земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты". Истец полагал, что у органа государственного кадастрового учета не имелось оснований для изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 9 декабря 2009 года N 1189-п (далее -постановление N 1189-п). Земельные участки административного истца в перечень объектов, подлежащих оценке, результаты которой утверждены данным постановлением, не вошли, изменение вида разрешенного использования земельных участков имело место в 2010 году. Таким образом, оснований для применения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, для дачных объединений, определенного данным постановлением у органа кадастрового учета не имелось.
Кроме того, истец указывал на то, что нет оснований для применения указанного постановления N 1189-п при определении кадастровой стоимости земельных участков истца в связи с тем, что данным постановлением определена кадастровая стоимость земельных участков объединений. Земельные участки истца не относятся к землям объединений, в том числе дачных объединений. Земельные участки имеют вид разрешенного использования - "дачное строительство". Вопросы определения кадастровой стоимости таких земельных - участков постановление N 1189-п не регулирует.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения, нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Николаева В.Ю. по доверенности Федорову С.С., изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу, что с момента изменения вида разрешенного использования земельных участков истца с "для сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство" органом кадастрового учета обоснованно изменена кадастровая стоимость данных земельных участков. При этом значение удельного показателя, подлежащего применению для определения кадастровой стоимости земельных участков истца, установленного Постановлением Правительства ЯО от 09.12.2009 г. N 1189-п по виду разрешенного использования "дачные объединения" определен органом кадастрового учета правильно.
С указанными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает из правильными и соответствующими обстоятельствам дела и закону - ч.11 ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", Постановлению Правительства ЯО от 09.12.2009 г. N1189-п.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Выводы суда, изложенные в мотивировочной части решения, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон применен верно.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N категория - земли сельскохозяйственного назначения. До ДД.ММ.ГГГГ земельные участки имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с ДД.ММ.ГГГГ - для дачного строительства.
В кадастровых паспортах земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, был указан удельный показатель кадастровой стоимости 2,51 руб./кв. м.
В 2015 году Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЯО в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков истца были выявлены технические ошибки в кадастровой стоимости этих участков. Данные технические ошибки были исправлены, в результате чего кадастровая стоимость земельных участков истца изменилась в сторону увеличения. При исправлении технических ошибок, орган кадастрового учета, руководствуясь ст.28 ФЗ от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Правительства ЯО от 09.12.2009 г. N1189-п, п.2.3.1 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N222, исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков истца должна быть определена с даты внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования "дачное строительство" и с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков среднего по Тутаевскому муниципальному району, отнесенных к виду использования "дачные объединения", составляющего 155,01 руб./ кв.м.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1, 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 года N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Пунктом 2.1.2 данных Методических указаний установлено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Росреестра от 22.01.2014 года N 15-исх/00606-НФ/14 "О порядке определения кадастровой стоимости земельных участков" поддержанных Минэкономразвития РФ, о применении пунктов 2.1.2 и 2.3.1 названных Методических указаний для земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, пунктом 2.1.2 Методических указаний установлен особый порядок определения кадастровой стоимости. Особый порядок определения кадастровой стоимости для земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, Методическими указаниями не установлен.
В этой связи определение кадастровой стоимости земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3.1 Методических указаний.
Пунктом 2.3.1 Методических указаний установлено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Поскольку земельные участки административного истца относятся к виду разрешенного использования - для дачного строительства, то для них должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости земель, соответственно, предусмотренный для дачного объединения, независимо от того обстоятельства, что участки не входят в дачное объединение.
Учитывая изложенное, кадастровая стоимость земельных участков истца определена с учетом вышеприведенных требований законодательства.
Доводы жалобы о нарушении органом кадастрового учета порядка исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не могут свидетельствовать о неправильности установленной кадастровой оценки земельных участков истца и о неправильности принятого судом решения.
Доводы жалобы о том, что согласно решения Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Правительства ЯО от 09.12.2009 г N1189-п внесены изменения с указанием, что земельные участки сельскохозяйственного назначения не входящие в состав садоводческих, огороднических и дачных объединений, не могут подпадать под действие указанного постановления, являются несостоятельными и судебной коллегией не принимаются.
Указанным решением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства Ярославской области от 09.12.2009 г. N1189-п признано недействующим в части установления кадастровой стоимости и среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв.м. в отношении земельных участков, принадлежащих ФИО. Иное применение судом норм материального права по конкретному ранее рассмотренному гражданскому делу, не может свидетельствовать о неправильности решения по настоящему делу. При этом судебная коллегия учитывает, что за истекший период даны разъяснения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, поддержанные Минэкономразвития РФ "О порядке определения кадастровой стоимости земельных участков".
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, кроме того, основаны на ином толковании законодательства.
Решение суда постановлено в соответствии с обстоятельствами дела, установленными на основании представленных по делу доказательств, и нормами материального и процессуального права. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярославского областного суда от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Николаева В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.