Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Котовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Трест 76" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
ООО "Трест 76" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства складов, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения существующего земельного участка, предоставленного для эксплуатации здания склада, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Общество также просит взыскать судебные расходы в виде госпошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Административный иск обоснован следующим: ООО "Трест 76" на праве собственности принадлежат указанные земельные участки, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2010 года. Согласно кадастровым паспортам земельных участков земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость определена с учетом методических рекомендаций и составляет "данные изъяты" рублей, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость определена с учетом методических рекомендаций и составляет "данные изъяты" рублей.
ООО "Трест 76" произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО "данные изъяты" N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере "данные изъяты" рублей. Согласно отчету ООО "данные изъяты" N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере "данные изъяты" рублей
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ООО "Трест 76" Левкина Е.В. административное исковое заявление поддержал в полном объеме.
Административный ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" представил суду на административный иск ООО "Трест 76" отзыв, в котором оставил разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельных участков на усмотрение суда, в части требований о взыскании судебных расходов с административных ответчиков просил отказать.
Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области представил суду отзыв, в котором указал, что кадастровая стоимость земельных участков установлена в соответствии с требованиями закона, в части требований о взыскании судебных расходов с административных ответчиков просил отказать.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представило суду отзыв, в котором оставил разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельных участков на усмотрение суда.
Административный ответчик Правительство Ярославской области в судебное заседание своего представителя не направил, отзыв на административное исковое заявление суду не представил.
Заслушав представителя ООО "Трест 76" Левкину Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, а в части взыскания госпошлины необходимо отказать.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судом установлено, что ООО "Трест 76" принадлежат на праве собственности земельный участок площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства складов, расположенного по адресу: "адрес" и земельный участок площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения существующего земельного участка, предоставленного для эксплуатации здания склада, расположенного по адресу: "адрес".
Данные обстоятельства подтверждены свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.
Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
Суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, правообладателем которых он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2010 года - дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п.
В частях 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Ввиду изложенного дата оценки отчетов о рыночной стоимости земельных участков должна являться дата постановки их на кадастровый учет, повлекшая определение кадастровой стоимости. Для земельного участка с кадастровым номером N этой датой является ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с кадастровым номером N - ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость данных земельных участков определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222.
Согласно положениям Методических указаний кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Удельные показатели кадастровой стоимости закреплены в Постановлении Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года N 702-п.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере "данные изъяты" рублей, а земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей.
Административным истцом представлены отчеты ООО "данные изъяты" N и N оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Согласно данным отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей.
ООО "Трест 76" в обоснование своей позиции представило положительное экспертное заключение N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО "данные изъяты" N и положительное экспертное заключение N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО "данные изъяты" N оценки рыночной стоимости земельных участков. Согласно заключениям отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Все произведенные расчеты являются проверяемыми, и изложенная в отчетах информация достаточна для подтверждения стоимости объектов оценки, определяемой в отчетах.
С учетом выводов экспертиз отчетов, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленных отчетов, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчетах рыночной стоимости земельных участков административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Общества в данной части подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в данном деле является дата обращения юридического лица с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть - ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, то установленная судом кадастровая стоимость земельных участков применяется с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования Общества о взыскании судебных расходов подлежат отклонению по следующим основаниям.
С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
В то же время, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости", следует, что в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Материалами дела установлено, что обращение административного истца с административным иском сводится к реализации в судебном порядке права общества на установление кадастровой стоимости принадлежащих земельных участков в размере их рыночной стоимости. Данное право не оспаривается привлеченными к участию в деле лицами. Отсюда, настоящее решение суда не может расцениваться как принятое против заинтересованных лиц, административных ответчиков, не имеющих противоположных с административным истцом юридических интересов.
По изложенным мотивам в данном административном деле судебные расходы следует отнести на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО "Трест 76" удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства складов, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метра с кадастровым номером N, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения существующего земельного участка, предоставленного для эксплуатации здания склада, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.