Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев ходатайство Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Памфиловой Э.А. о проверке вступивших в законную силу постановления судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 10 ноября 2015 года и решения судьи Пермского краевого суда от 07 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Верхова В.И.,
установил:
Начальником отделения ИАЗ отдела полиции N 4 (дислокация Мотовилихинский район) Управления МВД России по г. Перми 01.10.2015 в отношении Верхова В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, согласно которому 1 мая 2015 года около 11:00 Верхов В.И. во дворе дома по адресу: г.Пермь, ул. Циолковского, **, находясь в общественном месте, организовал и принял участие в публичном мероприятии в форме митинга без уведомления органов исполнительной власти г. Перми, при этом разместил плакаты во дворе указанного дома следующего содержания: "Прокурор! Защити права жителей Усть-Качки на жильё", "Прокуратура, ты в ответе за будущее детей Усть-Качки" и другие, чем нарушил требования ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ) (л.д. 1а).
Постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 10.11.2015 действия Верхова В.И. переквалифицированы, он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 63-67).
Решением судьи Пермского краевого суда от 07.12.2015 постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 10.11.2015 оставлено без изменения, жалоба защитника Верхова В.И. - без удовлетворения (л.д. 86-88).
В ходатайстве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, поступившем в Пермский краевой суд 09.03.2016, поставлен вопрос об отмене вышеназванных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Верхова В.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. В обоснование ходатайства приведены доводы о том, что диспозиция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ является бланкетной, правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ, поэтому, учитывая, что материалы дела не содержат доказательств нарушения Верховым В.И. положений ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ, участие Верхова В.И. в мероприятии, которое не было в установленном порядке согласованно, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ (поскольку на Верхова В.И., как на участника публичного мероприятия, не распространяются положения Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ о согласовании проведения публичного мероприятия, Верхов В.И. не обязан был выяснять информацию о согласованности проведения публичного мероприятия), выводы судебных инстанций о совершении Верховым В.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, являются неправомерными.
Дело об административном правонарушении N ** истребовано 17.03.2016, поступило в Пермский краевой суд 21.03.2016.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы ходатайства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, прихожу к выводу о том, что вынесенные в отношении Верхова В.И. судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и прекращении производства по делу не имеется ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Понятие публичных мероприятий, порядок организации и проведения публичных мероприятий определены Федеральным законом от 19.06.2004 N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 N54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Участники публичного мероприятия имеют право:
1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Исходя из анализа вышеприведенных норм Закона, граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений вправе участвовать в публичном мероприятии, проведение которого согласовано с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником, когда такое согласование не требуется). Участие в публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником), о проведении которого орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не был уведомлен в установленном законом порядке, свидетельствует о нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, что, в свою очередь, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. При этом не информирование участника публичного мероприятия о том, что мероприятие, в котором он принимают участие, является несанкционированным, не освобождает участника публичного мероприятия от административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 01 мая 2015 года около 11:00 во дворе дома по адресу: г. Пермь, ул. Циолковского, ** Верхов В.И. принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, о проведении которого органы исполнительной власти г. Перми не были уведомлены, при этом, им были размещены плакаты с информацией о жилищной проблеме с. Усть-Качки на территории, на которой проходило данное мероприятие.
Указанными действиями Верховым В.И., как участником публичного мероприятия, нарушен установленный Федеральным законом от 19.06.2004 N54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в форме митинга и совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения Верховым В.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 01.10.2015 (л.д. 1а), видеозаписями публичного мероприятия от 01.05.2015 (DVD-диск), фотографиями с места проводимого мероприятия (л.д. 17-28), сообщением в ДЧ ОП N4 о проведении по адресу: г. Пермь, ул. Циолковского, ** несогласованного с органами местного самоуправления мероприятия от 01.05.2015 (л.д. 3), ответом начальника Управления общественных отношений Пермской городской Думы от 05.05.2015 об отсутствии уведомления о проведении 1 мая 2015 года публичного мероприятия по адресу: г.Пермь, ул. Циолковского, **, ** ул. Индустриализации, **, ** (л.д. 7), объяснениями О., Л., Верхова В.И., З., Е., из которых следует, что на празднование первого мая во дворе дома по вышеназванному адресу их пригласила М., они приняли решение взять с собой плакаты, баннеры с помощью которых донести до граждан г. Перми проблему приватизации жилья в с. Усть-Качке; данные плакаты, баннеры они установили во дворе указанного дома, о том, что мероприятие не было согласовано с органами исполнительной власти, им не было известно; как следует из объяснений Верхова В.И., он сам лично устанавливал указанные плакаты, о том, что мероприятие несанкционированно, не знал (л.д. 11, 12, 13, 14, 15, 16).
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им судебными инстанциями дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, выводы судебных инстанций о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновности Верхова В.И. в совершении данного правонарушения являются правильными и обоснованными. Принцип презумпции невиновности при привлечения Верхова В.И. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ судебными инстанциями не нарушен.
Приведенные в ходатайстве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации доводы о не совершении Верховым В.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, являются несостоятельными в связи с вышеизложенными обстоятельствами.
Постановление о привлечении Верхова В.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Верхову В.И. назначено с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера административного штрафа, установленного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 10 ноября 2015 года и решение судьи Пермского краевого суда от 07 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Верхова В.И., оставить без изменения, ходатайство Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда - подпись -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.