Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Топоева А.С.,
судей Карповой В.Н., Капустиной Т.М.,
при секретаре Кольчиковой Л.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия Дроздовой О.В. на решение Абаканского городского суда от 02 февраля 2016 года, которым в удовлетворении искового заявления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия к Фирсову А. АлексА.у о возмещении ущерба отказано.
Заслушав доклад судьи Карповой В.Н., пояснения представителя истца Дроздовой О.В., ответчика Фирсова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по "адрес" (далее - ГУ МЧС России по РХ) обратилось в суд с иском к Фирсову А.А. о взыскании в доход федерального бюджета денежных средств в размере "данные изъяты" руб., мотивировав исковые требования следующим. Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РХ проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГУ МЧС России по РХ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ о нарушениях. В акте указано на неправомерный расход бюджетных средств в сумме "данные изъяты" руб., в том числе: "данные изъяты" руб. - в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ с ГАУК РХ "Хакасская республиканская филармония им В. "адрес"" на проведение мероприятий, посвященных встрече Нового года и 22-ой годовщине образования Российского корпуса спасателей, и "данные изъяты" руб. - в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ N с ИП ФИО1 на оказание услуги по проведению соревнований по бильярду. В соответствии с Положением о территориальном органе по субъекту, утвержденном приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N, на Фирсова А.А. как на начальника ГУ МЧС России по РХ возложена персональная ответственность как на главного распорядителя финансовых средств. Израсходованные незаконно средства подлежат возмещению по предписанию органа государственного финансового контроля.
В судебном заседании представитель истца Афанасьев Е.Б. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Фирсов А.А. заявленные требования не признал, пояснив, что и мероприятия, посвященные встрече Нового года и 22-ой годовщине образования Российского корпуса спасателей и соревнования по бильярду были проведены на основании приказов МЧС России, денежные средства для проведения данных мероприятий также были целенаправленно выделены МЧС России. Собственную инициативу по проведению мероприятий он не проявлял, выполнял приказы вышестоящего руководства в пределах своих полномочий. Уклонение от выполнения приказов могло повлечь применение к нему дисциплинарных взысканий. Эти мероприятия в Управлении проводятся ежегодно. Ранее в ходе проводившихся проверок никаких нарушений выявлено не было. Кроме того, в декабре 2012 года он находился в отпуске, а значит, он не может нести какую-либо ответственность за происходившее в его отсутствие.
Суд постановилвышеприведенное решение об отказе в удовлетворении иска, с которым не согласна представитель истца Дроздова О.В.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность решения, она просит его отменить, взыскать с Фирсова А.А. в доход федерального бюджета денежные средства в размере "данные изъяты" руб. Приводя обстоятельства дела, ссылаясь на Письма Минфина России от 21.01.2014 N02-10-11/1763, от 10.06.2014 N02-10-11/27990, апеллянт указывает на то, что в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не допускается. Настаивает на том, что возложение исполнения обязанностей начальника ГУ МЧС России по РХ на другое лицо не влечет прекращения полномочий ответчика. Руководитель учреждения, находясь в отпуске, командировке, вправе совершать юридически значимые действия (в том числе заключать договоры) от имени учреждения, а также осуществлять иные полномочия, возложенные на него законом и уставом, в пределах своей компетенции.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав представителя истца Дроздову О.В., поддержавшую апелляционную жалобу, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Фирсов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность начальника ГУ МЧС России по РХ. Данные обстоятельства подтверждаются приказом N-вк от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МЧС России по РХ (заказчик) и ГАУК РХ "Хакасская республиканская филармония им. В.Г. Чаптыкова" (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по организации мероприятий, по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по проведению мероприятий, посвященных встрече Нового года, ДД.ММ.ГГГГ, а заказчик оплачивает услуги исполнителя.
Пунктом 3.1 предусмотрено, что стоимость услуг исполнителя по настоящему договору составляет "данные изъяты" руб.
Из акта приема-сдачи оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исполнитель передал, а заказчик принял оказанные исполнителем услуги по проведению мероприятий посвященных встрече Нового года.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МЧС России по РХ (заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (исполнитель) был заключен договор N оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по организации и проведению соревнований по бильярду ДД.ММ.ГГГГ, а заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги.
Пунктом 3.3 предусмотрено, что сумма договора составляет 6300 руб.
Из счета N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГУ МЧС России по РХ оплатило индивидуальному предпринимателю ФИО1 за организацию и проведение соревнований по бильярду сумму в размере "данные изъяты" руб.
Согласно предписанию Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РХ N от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной ревизии финансово-хозяйственной деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно, выявлена неправомерная оплата не связанных с деятельностью учреждения расходов на проведение праздничных и спортивных мероприятий в размере 31300 руб. ГУ МЧС России по РХ предписано устранить нарушения бюджетного законодательства и возместить причиненный ущерб.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Фирсов А.А. указывает, что принятые решение входят в полномочия начальника ГУ МЧС России по РХ.
Порядок прохождения службы в МЧС России регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N4202-1 и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 N668.
В указанных нормативных акта отсутствуют специальные нормы о материальной ответственности сотрудников МЧС России, в связи с чем судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о необходимости применения к спорным правоотношениям положений глав 37, 39 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 232 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
По смыслу частей 1, 2 статьи 277 Трудового кодекса РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой, действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Из разъяснений, данный в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность.
Судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что материальная ответственность руководителя по основаниям, установленным статьей 277 Трудового кодекса РФ, возникает при условии наличия прямого действительного ущерба, противоправности его поведения, наличия вины (умысла или неосторожности) в причинении ущерба, причинной связи между конкретными действиями (бездействием) и наступившим ущербом,
В соответствии с положениями пункта 15 Приказа МЧС России от 06.08.2004 N372 (ред. от 01.07.2015) "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", начальник Главного управления: несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление МЧС России и подчиненные ему подразделения; проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; обладает правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивает расходование бюджетных средств по целевому назначению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и распорядительными документами МЧС России и утвержденными бюджетными сметами.
МЧС России ДД.ММ.ГГГГ издан приказ N "О мероприятиях по подготовке к празднованию Дня спасателя Российской Федерации в 2012 году", в котором указано в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации; разработать и утвердить планы проведения торжественных мероприятий, посвященных Дню спасателя Российской Федерации; организовать и провести мероприятия, направленные на пропаганду достижений МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, достижений в области развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планом мероприятий, проводимых в системе МЧС России в связи с празднованием Дня спасателя в 2012 году, являющимся приложением N к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что возможно проведение праздничного концерта, посвященного Дню спасателя Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Сибирским региональным центром МЧС России в адрес начальников ГУ МЧС России по субъектам РФ во исполнение приказа N от ДД.ММ.ГГГГ направлен план мероприятий, проводимых в Сибирском региональном центре МЧС России в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации в 2012 году. В данном плане указанно, что в ГУ МЧС России по субъектам РФ предусмотрено проведение праздничного концерта, посвященного Дню спасателя Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Сибирским региональным центром МЧС России в адрес начальников ГУ МЧС России по субъектам РФ направлено письмо по новогодним праздникам, в котором указывалось, что при проведении торжественных мероприятий, посвященных Дню спасателя Российской Федерации, празднования Нового года и организации представлений, связанных с Новогодними елками, необходимо обеспечить участие в данных мероприятиях инвалидов, лиц с ограниченными физическими возможностями (работающих в системе МЧС России) и членов их семей.
ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ МЧС России по РХ был утвержден сценарный план торжественного мероприятия, ДД.ММ.ГГГГ был утвержден сценарий мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ МЧС России издан приказ N от ДД.ММ.ГГГГ "О спортивных мероприятиях в МЧС России в 2012 году", которым утверждено положение об организации проведения Спартакиады и чемпионатов МЧС России в 2012 году. Начальникам региональных центов приказано планировать и проводить спортивные мероприятия в 2012 году в соответствии с календарным планом.
Положением об организации проведения Спартакиады и чемпионатов МЧС России в 2012 году предусмотрены условия проведения соревнований, в том числе и по бильярду. Также данным положением предусмотрены нормы расходов по проведению соревнований, например на обеспечение питанием спортсменов, тренеров и специалистов при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, согласно которым на физкультурные мероприятия выделено "данные изъяты" тыс. руб., на спортивные мероприятия выделено "данные изъяты" тыс. руб.
В приложении N к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден календарный план проведения спартакиады и чемпионатов МЧС России в 2012 году.
В перечень спортивных коллективов МЧС России, утвержденный в приложении N к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ, входит Сибирский региональный центр (спортивный коллектив N).
В приложении N к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена смета расходов на проведение Спартакиады и чемпионатов МЧС России в 2012 году, согласно которой на бильярд, домино, шахматы выделено "данные изъяты" руб.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что начальник ГУ МЧС России по РХ действовал при заключении договоров, по которым произведено расходование денежных средств, в пределах предоставленных ему законом полномочий в соответствии с распоряжениями работодателя. Превышения служебных полномочий при заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ с ГАУК РХ "Хакасская республиканская филармония им В. Г. Чаптыкова" на проведение мероприятий, посвященных встрече Нового года и 22-ой годовщине образования Российского корпуса спасателей, и договора от ДД.ММ.ГГГГ N с ИП ФИО1 на оказание услуги по проведению соревнований по бильярду не допущено.
Таким образом, в действиях ответчика не усматривается вины в причинении материального ущерба.
Несостоятельным является довод апеллянта о том, что денежная сумма, израсходованная на проведение мероприятий по празднованию Дня спасателя и на организацию соревнования по бильярду в 2012 году подлежит возмещению ответчиком, поскольку эти средства израсходованы не по целевому назначению.
Согласно пункту 4 Указа Президента РФ от 25.06.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Как указано в предписании, выданном Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ДД.ММ.ГГГГ, Главному управлению МЧС России по Республике Хакасия предписано возместить причиненный ущерб и устранить нарушения порядка ведения бухгалтерского учета.
Предписание выдано в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ
По смыслу положений статьи 1 Бюджетного кодекса РФ им регулируются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений.
В связи с указанным, ссылка в апелляционной жалобе на положения Указа Президента РФ от 25.06.1996 N 1095 и статей 289, 38 Бюджетного кодекса РФ не принимается судебной коллегией, поскольку указанные нормативные акты не регулируют правоотношения между сотрудником, принятым на службу по контракту в систему МЧС, территориальным органом МЧС и федеральным бюджетом.
Бюджетный кодекс РФ не содержит положений об ответственности лица, проходящего службу по контракту, в связи с нецелевым использованием бюджетных средств, выявленным в территориальном органе государственной власти.
С учетом изложенного, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что материальная ответственность может быть возложена на работника с соблюдением требований глав 37, 39 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия отвергает ссылку апеллянта на судебную практику арбитражных судов, поскольку все судебные акты, на которые указано в апелляционной жалобе, приняты по иным вопросам.
Наличие у ответчика полномочий по осуществлению руководства территориальным органом в период нахождения в очередном отпуске и в командировке не свидетельствует о наличии его вины в неправомерном использовании бюджетных средств.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит указаний на факты, не являвшиеся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, содержащиеся в ней доводы направлены на иную оценку обстоятельств, нежели данная судом, и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем признаются несостоятельными.
Оснований к отмене судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 02 февраля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия Дроздовой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи В.Н.Карпова
Т.М.Капустина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.