Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Спрыгиной О.Б.,
судей областного суда: Авериной Е.Г., Радкевича А.Л.
при секретаре: Ивановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе Астраханской области на решение Володарского районного суда Астраханской области от 14 марта 2016 года по иску Альтекешева А.И. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,
установила:
Алтекешева А.И. обратилась в суд с иском, указав, что решением ГУ УПФ РФ в Володарском районе Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, ввиду отсутствия необходимого специального стажа, из подсчета которого исключены периоды нахождения в отпусках без содержания, на курсах повышения квалификации, отпуск по уходу за ребенком, период работы в должности цеховой медсестры и медрегистратора в Володарской центральной районной больницы, а также период регистрации в Центре занятости в качестве безработной. С учетом последующего уточнения исковых требований Алтекешева А.И. просила суд признать решение ГУ УПФ РФ в Володарском районе в части незаконным, обязать ответчика включить в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы периоды работы: в Володарской психиатрической больнице в должности палатной медсестры с 18 апреля 1992 года по 10 августа 1992 года (период нахождения в отпуске по беременности и родам); в медсанчасти по обслуживанию работников рыбной промышленности с 04 марта 1996 года по 19 июля 1996 года (период нахождения в отпуске по беременности и родам); в "данные изъяты" больнице: в должности "медсестра физиотерапевтического кабинета" с 17 августа 2000 года по 05 марта 2001 года, в должности "медсестра ЭКГ (функциональной диагностики) с 14 мая 2001 года по 20 января 2003 года; в должности "медсестра процедурного кабинета" с 28 апреля 2003 года по 22 мая 2005 года, с 22 июня 2005 года по 14 ноября 2005 года, с 16 ноября 2005 года по 01 июня 2010 года, с 03 июля 2010 года по 04 февраля 2014 года, с 06 февраля 2014 года по 04 мая 2015 года, с 06 июня 2015г. по 25 июня 2015 года; период нахождения в отпуске без содержания 15 ноября 2005 года, 05 февраля 2014 года; период нахождения на курсах повышения квалификации с 14 февраля 1994 года по 13 апреля 1994 года, с 05 мая 1999 года по 07 июня 1999 года, с 23 мая 2005 года по 21 июня 2005 года, с 02 июня 2010 года по 02 июля 2010 года, с 05 мая 2015 года по 05 июня 2015 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 20 июля 1996 года по 31 марта 1999 года; период работы в медсанчасти по обслуживанию работников рыбной промышленности с 18 октября 1999 года по 20 октября 1999 года в должности "цеховая медсестра"; период работы в "данные изъяты" больнице с 22 января 2003 года по 27 апреля 2003 года в должности "медрегистратор". Обязать ГУ УПФ РФ в Володарском районе назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Алтекешева А.И. исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ в Володарском районе ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 14 марта 2016 года требования Алтекешевой А.И. частично удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Володарском районе ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности необоснованности, указывая, что согласно нормам действующего пенсионного законодательства, указанные периоды не подлежат зачету в льготный стаж истца. Помимо этого в жалобе указывается на незаконность взыскания с ответчика расходов по оплате госпошлины, поскольку в соответствии налоговым законодательством и Положением о Пенсионном фонде, ответчик является государственным учреждением и выполняет функции органа государственной власти и управления, которые обращаются в суды в защиту государственных интересов, в связи с чем, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о слушании дела извещены, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере нее менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела Алтекешева А.И. обратилась в ГУ УПФ РФ в Володарском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением ГУ УПФ РФ в Володарском районе N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии истцу было отказано, виду отсутствия необходимого специального стажа, из подсчета которого исключены периоды нахождения в отпусках без содержания, на курсах повышения квалификации, отпуск по уходу за ребенком, а также периоды работы в Meдико-санитарной части "данные изъяты" в должности цеховой медсестры и в "данные изъяты" больнице в должности медрегистратора, виду отсутствия данных должностей в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г. При этом периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 18 апреля 1992 года по 10 августа 1992 года и с 04 марта 1996 года по 19 июля 1996 года были засчитаны в стаж истца в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца, в связи с нарушением ответчиком норм пенсионного законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований Алтекешевой А.И. в части назначения ей досрочной страховой пенсии, включения в ее специальный стаж периодов нахождения в отпуске без содержания, в отпусках по уходу за ребенком, периода работы в "данные изъяты" больнице в должности медрегистратора, а также в льготном исчислении периодов ее работы в "данные изъяты" больнице в должности медсестры физиотерапевтического кабинета, медсестры ЭКГ (функциональной диагностики), медсестры процедурного кабинета, суд указал на необоснованность иска, приведя мотивы и нормы материального права. В данной части решение суда сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, районный суд пришел к выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения в части отказа во включении в специальный стаж Алтекешевой Н.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периодов работы в Meдико-санитарной части "данные изъяты" в должности цеховой медсестры, при этом указанные периоды, а также периоды нахождения в отпусках по беременности и родам включены в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год 3 месяцев за 1 год работы.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными по следующим основаниям.
Как следует из трудовой книжки истца Алтекешева А.И. 03 апреля 1992 года зачислена на должность палатной медсестры Володарской "данные изъяты" больницы, откуда уволена 12 ноября 1993 года. 15 ноября 1993 года она зачислена на должность медсестры здравпункта Медсанчасти "данные изъяты", 14 апреля 1994 года переведена на должность медсестры ФТК здравпункта, 20 октября 1999 года уволена. 17 августа 2000 года Алтекешева А.И. принята на временную работу в МУ " "данные изъяты" медсестрой ФТК, 05 марта 2001 года уволена по истечению срока временной работы. 14 мая 2001 года она принята временно в "данные изъяты" больницу медсестрой кабинета функциональной диагностики, 20 января 2003 года уволена по окончанию срока трудового договора. 22 января 2003 года истец принята в МУ "данные изъяты" временно медрегистратором поликлиники, 28 апреля 2003 года принята постоянно медсестрой процедурного кабинета поликлиники, где истец работала до момента обращения в суд.
Вышеизложенные периоды трудовой деятельности Алтекешевой А.И. подтверждаются также архивной справкой ГБУЗ АО "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ГБУЗ АО "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, актом документальной проверки N от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ АО "данные изъяты", справкой уточняющей период медицинской деятельности, необходимый для назначения льготной пенсии N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ АО "данные изъяты".
Кроме того, из архивной справкой ГБУЗ АО "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приказом N от 18 октября 1999 года Алтекешева А.И. временно переведена на должность цеховой медсестры, 20 октября 1999 года уволена.
В соответствии с п. 3, 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В силу п. 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Также в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке.
В соответствии с подпунктом "а" п. 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
Так, в силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (действовавшего до 01 ноября 1999 года), которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Аналогичные положения предусматривала и ранее действовавшая ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Факт нахождения Алтекешевой А.И. на курсах повышения квалификации и выполнение в предшествующий и последующий периоды работы по специальности подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, справками ГБУЗ АО "данные изъяты" N от 15.02.2016г., N от 10.08.2015г., архивными справками N от 25.05.2015г., актом документальной проверки N от 31.07.2015г. ГБУЗ АО "данные изъяты", удостоверениями, свидетельствами.
Исключение из трудового стажа истца, дающего право на досрочную пенсию, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, является необоснованным, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью её трудовой деятельности.
Поскольку Алтекешева А.И. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации осуществляла медицинскую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд, районный суд обоснованно принял решение о включении данных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию. При этом период работы, во время прохождения курсов повышения квалификации, включен ответчиком в специальный стаж истца на льготных условиях, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Согласно пункту 7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. N375\24- 11, действовавшего в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N7392-юл и Пенсионного фонда РФ N лч-25-25\1067 от 4 ноября 2002г. отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, работающей женщине выдается листок временной нетрудоспособности и этот период является продолжением трудовых отношений по занимаемой должности с сохранением всех гарантий, в том числе на досрочное назначение пенсии.
Отпуска по беременности и родам в периоды с 18 апреля 1992 года по 10 августа 1992 года и с 04 марта 1996 года по 19 июля 1996 года, были предоставлены Алтекешевой А.И. в период ее работы в должности палатной медсестры и медсестры физиотерапевтического кабинета здравпункта, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом время работы в названных должностях ответчиком включено в специальный стаж истца на льготных условиях, то есть 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Учитывая, что в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в отпусках по беременности и родам, истец сохраняла трудовые отношения по занимаемым должностям в учреждении, работа в которых дает право на льготное исчисление данных периодов, следовательно, исчисление периодов нахождения в отпусках по беременности и родам и на курсах повышения квалификации, должно производиться в том же порядке, как и работа, в период которой они имели место, то есть с применением льготного порядка исчисления как один год работы за один год и три месяца в соответствии с пунктом. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы районный суд пришел к обоснованному выводу о включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и в отпуске по беременности и родам в специальный стаж в льготном исчислении.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781, должность цеховой медицинской сестры не поименована.
Вместе с тем согласно Списку, профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшему до 31 октября 1999 года, право на назначение досрочной пенсии имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Принимая во внимание, что в спорный период истец Алтекешева А.И. работала в Медико-санитарной части "данные изъяты" в должности медицинской сестры и ее деятельность была направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению работников рыбной промышленности "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период работы истца с 18 октября 1999 года по 20 октября 1999 года в должности цеховой медсестры, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464, вывод суда о включении указанного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, судебная коллегия также находит обоснованным.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По правилам, установленным частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При таких обстоятельствах вопреки доводам жалобы, суд, частично удовлетворив требования истца, обоснованно взыскал с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионный Фонд и его территориальные органы подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины, судебная коллегия также признает несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем, он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда Астраханской области от 14 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управления Пенсионного фонда в Володарском районе Астраханской области - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.