Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего-судьи Зубковой Е.Ю.
судей: Усовой Н.М., Апхановой С.С.,
при секретаре Гурулёвой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к Департаменту образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Иркутска детский сад N 162 о понуждении исполнить предписание и профинансировать исполнение предписания,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска на решение Свердловского районного суда города Иркутска от 05ноября2015года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований истец указал, что 02декабря2014года Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее Роспотребнадзор по Иркутской области) проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Иркутска детского сада N162 (далее МБДОУ г. Иркутска детский сад N162)? расположенного по адресу: город Иркутск, микрорайон Юбилейный, д.130. В ходе данной проверки выявлен ряд нарушений эпидемиологического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.12.2014 N002759. Указывает, что с целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений ответчику выдано законное предписание N002759 от 05.12.2014, по результатам плановой проверки должностное лицо привлечено к административной ответственности за нарушение требований санитарного законодательства по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поясняет, что предписание N002759 от 05.12.2014 содержало 25 пунктов мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний, сроками исполнения до 25.12.2014, 15.01.2015, 01.09.2015.
09.09.2015 Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области проведена внеплановая проверка в отношении МБДОУ г. Иркутска детского сада N162, расположенного по адресу: г. Иркутск, м-н Юбилейный, д.130? в ходе которой установлено, что из 5 пунктов мероприятий, указанных в предписании N002759 от 05.12.2014 сроком исполнения до 01.09.2014 не выполнены все пункты, а именно:
Пункт N1. Разделить групповые площадки друг от друга зелёными насаждениями согласно п.3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, что нарушает принцип групповой изоляции, что в свою очередь может привести к распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Пункт 2. Провести капитальный ремонт теневых навесов на всех групповых площадках, обеспечив защиту детей от солнца и осадков согласно п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Пункт N6. Оборудовать солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых) групп NN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4; в спальне группы N10 согласно п.7.2 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Пункт N12. Заменить или отремонтировать старые оконные рамы в помещениях для детей? обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений согласно п.8.6, 17.1 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Пункт N17. Отремонтировать на пищеблоке электромеханическую вентиляцию согласно п.13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Поясняет, что МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.05.2015.
Приказом начальника департамента образования города Иркутска N214-82-34 от 02.08.2004 заведующей МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 назначена Созинова Н.И.
Указывает, что МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 не исполняет свои обязанности по исполнению отдельных нарушений санитарного законодательства, а департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска не обеспечивает достаточное финансирование данного детского сада.
Невыполнение пунктов 1, 2, 6, 12, 17 предписания существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и требования санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний детей.
Указывает, что учредителем МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 является муниципальное образование город Иркутск? от имени муниципального образования город Иркутск, права и обязанности Учредителя осуществляет администрация города Иркутска в лице департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.
По основаниям п.2 ч.1 ст. 51 Федерального закона N52-ФЗ просил суд обязать департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска профинансировать мероприятия? направленные на устранение указанных нарушений? по выполнению пунктов NNN1, 2, 6, 12, 17 законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 с установленным сроком исполнения до 01.09.2015 по пунктам:
пункт N1 по финансированию разделения групповых площадок друг от друга зелёными насаждениями;
пункт N2 по финансированию капитального ремонта для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой из 14 групповых площадок площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка;
пункт N6 по финансированию замены старых оконных блоков и подоконников по всему зданию детского сада;
пункт N12 по финансированию замены старых оконных рам в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений;
пункт N17 по финансированию ремонта на пищеблоке электромеханической вентиляции.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункты NN1, 2? 6, 12, 17 законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 в срок до 20.05.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N1 предписания - разделить групповые площадки друг от друга зелеными насаждениями в срок до 20.05.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N2 предписания - провести капитальный ремонт теневых навесов на всех групповых площадках, обеспечив защиту детей от солнца и осадков - в срок до 20.05.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N6 предписания - оборудовать солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых ) групп NNN 2, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4 в спальне группы N10 - в срок до 20.05.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N12 предписания - заменить или отремонтировать оконные рамы в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений - в срок до 20.05.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N17 предписания - отремонтировать на пищеблоке электромеханическую вентиляцию - в срок до 20.05.2016.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 05ноября2015 года иск Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области удовлетворен.
Суд постановил:обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 в срок до 20.05.2015 года выполнить предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2015 в части требований: разделить групповые площадки друг от друга зелеными насаждениями (пункт N1 предписания); провести капитальный ремонт теневых навесов на всех групповых площадках? обеспечив защиту детей от солнца и осадков (пункт N2 предписания); оборудовать солнцезащитными устройствами окна групповых помещений игровых групп NN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4 и в спальне группы N10 (п. N6 предписания); заменить и отремонтировать старые оконные рамы в помещении для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания (пункт N12 предписания); отремонтировать на пищеблоке электромеханическую вентиляцию (п.N17 предписания).
Обязать Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска в срок до 01 февраля 2016 года профинансировать мероприятия, направленные на устранение нарушений, установленных пунктами NN1, 2, 6, 12, 17 предписания должностного лица? уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014.
Не согласившись с решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 05ноября2015года Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска в лице представителя КренделевойК.Н., действующей на основании доверенности, подал апелляционную жалобу на решение суда. В обоснование доводов к жалобе апеллянт указал? что Департамент образования не был извещен о дате и времени судебного заседания, которое состоялось 05ноября2015года.
Так же указывает, что в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации департамент образования не наделен полномочиями по финансированию мероприятий, которые должны выполнять муниципальные учреждения? и которые не предусмотрены решением представительного органа местного самоуправления об утверждении местного бюджета. Так же в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Иркутске? утвержденного решением думы города Иркутска от 25.05.2010 N005-20-110142/10, Положением о департаменте образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от 27.05.2011 N00056-20-2303441 полномочие по финансированию мероприятий по выполнению предписаний, выданных муниципальным учреждением у департамента отсутствует.
Доказательств? подтверждающих обязанность департамента по финансированию мероприятий, указанных в предписании ?истец не представил в связи с чем суд первой инстанции в нарушение норм материального права возложил на ответчика обязанность, не предусмотренную законом.
В связи с изложенным, просит решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 05ноября2015года по данному гражданскому делу отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в лице руководителя Пережогина А.Н., просит решение Свердловского районного суда города Иркутска оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
27 января 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции.
11 февраля 2016 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в лице представителя Демидович Д.А., действующей на основании доверенности, подало уточнение к исковому заявлению? дополнительно указав следующее. 23.09.2015 за входящим N12278 Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области получен ответ от департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска от 21.09.2015 N215-74-3857/15 из которого следует, что заведующей детским садом 162 Созиновой Н.И. подавались заявки на ремонт (копии заявок 31 от 27.02.2015, N60 от 22.04.2015,, N14 от 24.03.2014), однако из-за отсутствия достаточного финансирования в окончательный бюджет эти работы не вошли. При этом в 2013-2015 г.г. детскому саду были выделены 4016807,57 рублей. При достаточном финансировании эти работы включены в бюджет департамента образования на 2016 год, в связи с чем считает, что департамент образования не отрицает наличие у себя денежных средств, имеет собственный бюджет из которого выделяются денежные средства на муниципальные учреждения.
С учетом изложенного истец считает целесообразным обязать учредителя МБДОУ г. Иркутска детский сад N162, распределить бюджетные ассигнования на мероприятия, направленные на устранение указанных в предписании нарушений? требующих материальных затрат? а также обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить неисполненные пункты предписания, поскольку мерами административного реагирования невозможно достичь должного результата.
Указывает, что в соответствии со ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ, положением о департаменте образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска? утв. Решением думы г. Иркутска от 27ж.05.2011 005-20-230344/1 "О департаменте образования по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска" департамент обязан обеспечить распределение бюджетных ассигнований муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, денежные средства, выделяемые из бюджета г. Иркутска на финансирование детских дошкольных учреждений распределяются непосредственно департаментом.
Истец просит департаменту образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска принять меры по распределению бюджетных средств на мероприятия по выполнению пунктов NN1, 2, 6, 12, 17 законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 по следующим пунктам:
пункта N1 по разделению групповых площадок друг от друга зелёными насаждениями в срок до 30.03.2016
пункта N2 по капитальному ремонту теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой из 14 групповых площадок площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в срок до 30.03.2016;
пункта N6 по оборудованию солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых) групп NNN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4; в спальне группы N10 - в срок до 30.03.2016
пункта N12 по замене старых оконных рам в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений в срок до 30.03.2016.
пункта N17 по ремонту на пищеблоке электромеханической вентиляции в срок до 30.03.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункты NN1, 2? 6, 12, 17 законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 в срок до 31.10.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N1 предписания - разделить групповые площадки друг от друга зелеными насаждениями в срок до 31.10.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N2 предписания - провести капитальный ремонт теневых навесов на всех групповых площадках, обеспечив защиту детей от солнца и осадков - в срок до 31.10.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N6 предписания - оборудовать солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых ) групп NNN 2, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4 в спальне группы N10 - в срок до 31.10.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N12 предписания - заменить или отремонтировать оконные рамы в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений - в срок до31.10.2016.
Обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункт N17 предписания - отремонтировать на пищеблоке электромеханическую вентиляцию - в срок до 31.10.2016.
В письменных возражениях на уточненное исковое заявление представитель департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска Мясоедова Н.А., действующая на основании доверенности, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска Мясоедову Н.А., действующей на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы, возражения на уточненное исковое заявление поддержавшей, объяснения представителя МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 Окунева А.П., действующего на основании доверенности, который требования Роспотребнадзора признал, объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Демидович Д.А., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В силу ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату (ч.1).
При рассмотрении данного гражданского в суде апелляционной инстанции установлено, что материалы дела не содержат сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания ответчика Департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, назначенного на 05 ноября 2015 года на 11 часов.
Таким образом, суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие ответчика Департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска? не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что сделало невозможным реализацию ответчиком принадлежащих ему процессуальных прав, влекущим согласно п.2 ч.4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 05 ноября 2015 года по данному гражданскому делу подлежит отмене.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, части I Общих положений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого Постановлением Правительства РФ 30.06.2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ), государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
Образовательное учреждение обязано создать в сфере своей деятельности необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся, несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (ст. 1, 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
В соответствии частью II Полномочий указанных выше положений, Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Полномочия должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в части выдачи предписаний регламентированы ч.2 ст. 50 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52 ФЗ "О санитанрно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 23001 "О защите прав потребителей", Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров", утверждённых Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 года N 764, в части не противоречащей положениям ФЗ N 294 -ФЗ от 26.12.2006 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела следует, что 02.12.2014 года Роспотребнадзором по Иркутской области проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад N162, расположенного по адресу: г. Иркутск, м-н Юбилейный, дом 130. В ходе проведения плановой выездной проверки выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. По результатам проверки 05.12.2014 года был составлен акт проверки N002759.
Предписание N 002759 содержало 25 пунктов мероприятий по установлению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, со сроками исполнения до 25.12.2014 года, 15.01.2015 года, 01.09.2015 года, из них 5 пунктов мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний со сроком исполнения 01.09.2015 года.
Как видно из материалов дела, 09.09.2015 года Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБДОУ г. Иркутска детский сад N 162 по проверке выполнения законного предписания должностного лица от 05.12.2014 года N002759 с установленным сроком исполнения 01.09.2015 года. В ходе проведенной проверки установлено, что из пяти пунктов мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, не выполнены все пять пунктов предписания.
Согласно представленному акту проверки N002112 от 23сентября2015 года, проведённой в отношении МБДОУ г. Иркутска Детского сада N 162, не выполнены пункты предписания N002759 от 05.12.2014 года, по которым срок устранения нарушений был определён до 01.09.2015 года, а именно:
Пункт N 1 - Разделить групповые площадки друг от друга зелеными насаждениями согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;
Пункт N 2 - Провести капитальный ремонт теневых навесов на всех групповых площадках, обеспечив защиту детей от солнца и осадков согласно п. 3.9. СанПин 2.4.1.3049-13;
Пункт N 6 - Оборудовать солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых) групп NN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4, в спальне группы N 10 согласно п. 7.3. СанПиН 2.4.1.3049-13;
Пункт N 12 - Заменить или отремонтировать старые оконные рамы в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений согласно п. 8.6, 17.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;
Пункт N 17 - Отремонтировать на пищеблоке электромеханическую вентиляцию помещений для детей - нарушение п. 13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;
Неисполненные пункты предписания NN 1, 2, 6, 12, 17 основаны на требованиях санитарно- эпидемиологического законодательства.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Пунктом 1 ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В статьях 28 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан? индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовой формы должны выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций".
Согласно п.3.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.
Согласно п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Согласно п.7.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами.
Согласно п.8.5, 8.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться, длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.
Согласно п. 13.1., 13.4 пищеблок дошкольной организации должен быть оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с Приложением N 4. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть исправно. Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно-бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением.
Технологическое оборудование, являющееся источниками выделений тепла, газов, оборудуется локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 является юридическим лицом, данное обстоятельство подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц? уставом.
В соответствии с уставом, утверждённым 02 марта 2015 года, МБДОУ г. Иркутска Детский сад N 162 является унитарной некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме муниципального учреждения (пункт 1.5 Устава). От имени муниципального образования г.Иркутск права и обязанности Учредителя осуществляет администрация г.Иркутска в лице Департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска (пункт 1.6 Устава).
Факт нарушения подтверждается представленным актом проверки N002112 от 23 сентября 2015 года? предписанием.
Таким образом, МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 являясь юридическим лицом, осуществляющим дошкольное образование и в силу вышеприведённых выше требований закона, обязано выполнять требования санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 1, 2, 11, 17, 28, 39 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нормами Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Уставом МБДОУ г. Иркутска Детский сад N 162, пунктами 13.1? 3.9, 7.3, 8.5, 8.6, 13.1?13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, ввиду несоблюдения ответчиком санитарных норм, обязательных для юридического лица, принявшего на себя обязательства по охране здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных учреждениях.
Учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия полагает правильным обязать МБДОУ г. Иркутска детский сад N 162 в срок до 31октября2016года устранить нарушения, установленные пунктами NN1, 2, 6, 12, 17 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05декабря2014 года.
Принимая во внимание изложенное выше, учитывая, что нарушения санитарного законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности требований истца об обязании МБДОУ г. Иркутска детский сад N162 выполнить пункты NN1,2?6,12,17 законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 в срок до 31.10.2016, в том числе: выполнить пункт N1 предписания - разделить групповые площадки друг от друга зелеными насаждениями в срок до 31.10.2016; провести капитальный ремонт теневых навесов на всех групповых площадках, обеспечив защиту детей от солнца и осадков - в срок до 31.10.2016;. оборудовать солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых ) групп NNN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4 в спальне группы N10 - в срок до 31.10.2016; заменить или отремонтировать оконные рамы в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений - в срок до 31.10.2016; отремонтировать на пищеблоке электромеханическую вентиляцию - в срок до31.10.2016.
Вместе с тем судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных действующим законодательством для удовлетворения исковых требований о принятии Департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска мер по распределению бюджетных средств на мероприятия по выполнению пунктов NN1,2,6,12,17 законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 по следующим пунктам:
пункта N1 по разделению групповых площадок друг от друга зелёными насаждениями в срок до 30.03.2016;
пункта N2 по капитальному ремонту теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой из 14 групповых площадок площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в срок до 30.03.2016;
пункта N6 по оборудованию солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых) групп NNN3,2,7,6,10,13,5,1,4; в спальне группы N10 - в срок до 30.03.2016;
пункта N12 по замене старых оконных рам в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений в срок до 30.03.2016;
пункта N17 по ремонту на пищеблоке электромеханической вентиляции в срок до 30.03.2016.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.
Согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.
Исходя из положений ст. ст. 10, 12 Конституции РФ и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.
В соответствии с Положением о департаменте образования комитета по социальное политике и культуры администрации г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 27 мая 2011 года N005-20-230344/1, департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и обеспечивает распределение выделенных денежных средств только при условии их выделения.
При этом в силу п. 1 ст. 28 этого закона, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.
Как указывалось ранее, МБДОУ г. Иркутска детский сад N 162 является юридическим лицом, состоит в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителями являются муниципальные органы.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что денежные средства в том числе на устранение указанных нарушений? МБДОУ г. Иркутска детский сад N 162, на 2016 год выделялись.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по Иркутской области о принятии Департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска мер по распределению бюджетных средств на мероприятия по выполнению пунктов NN1, 2, 6, 12, 17 законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 по следующим пунктам:
пункта N1 по разделению групповых площадок друг от друга зелёными насаждениями в срок до 30.03.2016;
пункта N2 по капитальному ремонту теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой из 14 групповых площадок площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка в срок до 30.03.2016;
пункта N6 по оборудованию солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых) групп NNN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4; в спальне группы N10 - в срок до 30.03.2016;
пункта N12 по замене старых оконных рам в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений в срок до 30.03.2016;
пункта N17 по ремонту на пищеблоке электромеханической вентиляции в срок до 30.03.2016.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи с допущенными процессуальными нарушениями с вынесением решения о частичном удовлетворении исковых требований
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 328, 329, п. п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
РРешение Свердловского районного суда г. Иркутска от 05 ноября 2015 года по данному гражданскому делу отменить.
Вынести новое решение.
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области к Департаменту образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Иркутска детский сад N 162 о понуждении исполнить предписание и профинансировать исполнение предписания, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад N162 выполнить пункты NN1, 2? 6, 12, 17 законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 в срок до 31.10.2016, в том числе: выполнить пункт N1 предписания - разделить групповые площадки друг от друга зелеными насаждениями в срок до 31.10.2016; провести капитальный ремонт теневых навесов на всех групповых площадках, обеспечив защиту детей от солнца и осадков - в срок до 31.10.2016;. оборудовать солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых ) групп NNN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4 в спальне группы N10 - в срок до 31.10.2016; заменить или отремонтировать оконные рамы в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений - в срок до 31.10.2016; отремонтировать на пищеблоке электромеханическую вентиляцию - в срок до 31.10.2016.
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Иркутской области к Департаменту образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска о принятии Департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска мер по распределению бюджетных средств на мероприятия по выполнению пунктов NN1, 2, 6, 12, 17 законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N002759 от 05.12.2014 по следующим пунктам: пункта N1 по разделению групповых площадок друг от друга зелёными насаждениями в срок до 30.03.2016; пункта N2 по капитальному ремонту теневых навесов для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой из 14 групповых площадок площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка в срок до 30.03.2016 ; пункта N6 по оборудованию солнцезащитными устройствами окна групповых помещений (игровых) групп NNN3, 2, 7, 6, 10, 13, 5, 1, 4; в спальне группы N10 - в срок до 30.03.2016; пункта N12 по замене старых оконных рам в помещениях для детей, обеспечив возможность их мытья и проветривания помещений в срок до 30.03.2016; пункта N17 по ремонту на пищеблоке электромеханической вентиляции в срок до 30.03.2016. - отказать.
Председательствующий
Е.Ю. Зубкова
Судьи
Н.М. Усова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.