Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Цуркан Л.С., Шишкина И.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2016 года апелляционную жалобу Савова А.М. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 01 октября 2015 года по делу по иску Савова А.М. к ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области о зачете периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении и об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Савов A.M. обратился в суд с иском к ГУ - Главное управление ПФР N 6 по г. Москве и Московской области о зачете периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении, и об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости.
Уточняя свои требования, он просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 05.08.1987 года по 13.11.1988 года в должности фельдшера в период службы в рядах Советской армии в календарном исчислении; с 01.06.1994 года по 08.08.1994 года, с 30.08.1994 года по 02.11.1994 года, с 31.12.1994 года по 15.07.2011 года в должности старшего научного сотрудника отделения абдоминальной хирургии МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (переименован в ГУ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского с 30.08.2001года) в льготном исчислении, как год работы за год и шесть месяцев); с 03.11.1994 года по 30.12.1994 года период обучения на курсах усовершенствования с отрывом от производства (РМАПО) в календарном исчислении; с 09.08.2013 года по 16.02.2015 года в должности врача-хирурга хирургического отделения ООО "Клиника ЛМС" в календарном исчислении, и досрочно назначить страховую пенсию с 16.02.2015 года.
При этом, в обоснование своих требований указал, что ему было незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа работы 30 лет.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением суда исковые требования были удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 05.08.1987 года по 13.11.1988 года в должности фельдшера в период службы в рядах Советской армии в календарном исчислении, с 09.08.2013 года по 16.02.2015 года в должности врача-хирурга хирургического отделения ООО "Клиника ЛМС" в календарном исчислении, и досрочно назначить страховую пенсию с 16.02.2015 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании включить в специальный стаж истца период работы с 05.08.1987 года по 13.11.1988 года в должности фельдшера в период службы в рядах Советской армии в календарном исчислении указанным требованиям не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, 16.02.2015 года Савов А.М. обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении бесспорном порядке ему было зачтено в специальный стаж 20 лет 01 месяц 06 дней.
При этом, в специальный стаж не были включены периоды работы истца с 05.08.1987 года по 13.11.1988 года в должности фельдшера в период службы в рядах Советской армии в календарном исчислении; с 01.06.1994 года по 08.08.1994 года, с 30.08.1994 года по 02.11.1994 года, с 31.12.1994 года по 15.07.2011 года в должности старшего научного сотрудника отделения абдоминальной хирургии МОНИКИ им.М.Ф.Владимирского (переименован в ГУ МОНИКИ им.М.Ф. Владимирского с 30.08.2001 года) в льготном исчислении, год работы за год и шесть месяцев; с 03.11.1994 года по 30.12.1994 года период обучения на курсах усовершенствования с отрывом от производства (РМАПО) в календарном исчислении, с 09.08.2013 года по 16.02.2015 года в должности врача-хирурга хирургического отделения ООО "Клиника ЛМС" в календарном исчислении.
Решение суда в части обязания ответчика включить в специальный стаж истца периоды работы с 01.06.1994 года по 08.08.1994 года, с 30.08.1994 года по 02.11.1994 года, с 31.12.1994 года по 15.07.2011 года в должности старшего научного сотрудника отделения абдоминальной хирургии МОНИКИ им.М.Ф.Владимирского (переименован в ГУ МОНИКИ им.М.Ф.Владимирского с 30.08.2001 года) в льготном исчислении, год работы за год и шесть месяцев ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении выше указанного периода работы в специальный стаж истца, суд первой инстанции исходил из того, что предметом рассмотрения пенсионного органа период службы истца в рядах Советской армии не был.
Однако, с данным выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из решений ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области, принятым в связи с обращением истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии следует, что оспариваемый период был заявлен истцом при первичном обращении, что также подтверждается ответчиком, в связи с чем, требования о включении в специальный стаж истца указанного периода подлежали рассмотрению с приведением соответствующих правовых оснований.
Как следует из Послужного списка, представленного истцом в материалы дела, то истец проходил службу в Вооруженных силах с 05.08.1987 года по 13.11.1988 года.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Нестеренко П.В. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
На основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.
Служба Савова А.М. в Вооруженных Силах СССР проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.
Согласно пункту 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
На момент обращения Савова А.М. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем, период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы истца в Вооруженных Силах СССР незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права и подлежащими отмене, с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Между тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 09.08.2013 года по 16.02.2015 года в должности врача- хирурга в ООО "Клиника ЛМС" и назначении досрочной трудовой пенсию по старости с 16.02.2015 года, исходя из следующего.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в указанном списке в разделе "Наименование учреждений".
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Пунктом 1 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Судом установлено, что Савов А.М в период с 09.08.2013 года по 16.02.2015 года работал в должности врача- хирурга в ООО "Клиника ЛМС".
Согласно представленному в материалы дела Уставу ООО "Клиника ЛМС", общество создается с целью осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и извлечение прибыли.
Таким образом, ООО "Клиника ЛМС" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданными для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж Савова А.М. периода его службы в Вооруженных Силах СССР, а также работы в ООО "Клиника ЛМС", вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания за ним права на досрочное назначение страховой пенсии является правильным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мытищинского городского суда Московской области от 01 октября 2015 года в обжалованной части: в части отказа в удовлетворении исковых требований Савова А.М. о зачете периода службы в Вооруженных Силах СССР с 05.08.1987 года по 13.11.1988 года отменить, в отмененной части по становить по делу новое решение.
Включить в специальный стаж Савова А.М. для досрочного назначения страховой пенсии период службы в Вооруженных Силах СССР с 05.08.1987 года по 13.11.1988 года.
Решение суда в обжалованной части - в части отказа в удовлетворении исковых требований Савова А.М. к ГУ-ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы с 09.08.2013 года по 16.02.2015 года в должности врача- хирурга в ООО "Клиника ЛМС", назначении досрочной трудовой пенсию по старости с 16.02.2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Савова А.М. удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.