Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Савоскиной И.И., Панцевич И.А.,
при секретаре Козловой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2016 года апелляционные жалобы Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 24 ноября 2015 года по делу по иску Желудкова А.В. к администрации Ногинского муниципального района Московской области о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью,
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
объяснения представителя Министерства строительного комплекса МО по доверенности Шерешовец С.Ю., представителя администрации Ногинского муниципального района Московской области по доверенности Дворецковой Л.А.,
установила:
Желудков А.В. обратился в суд с иском к администрации Ногинского муниципального района Московской области о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий, о чем имеется удостоверение, выданное Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.12.2004 года.
В соответствии с постановлением главы Ногинского района Московской области от 13.12.2000 N 2854 состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях.
23.04.2015 он обратился в администрацию Ногинского муниципального района Московской области, на что письмом от 21.05.2015 N ж-1276 был получен ответ о том, что администрация Ногинского муниципального района обратилась в администрацию "Город Ногинск Московской области" с просьбой предоставить учетные дела граждан, состоящих в Сводном списке N 2 в соответствии с законом Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Администрация города Ногинска представила документы, которые, по мнению ответчика, не соответствуют перечню документов, необходимому для улучшения жилищных условий в соответствии с распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20.11.2013. В этом письме было указано, что истец исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета, а также, что восстановление в Сводном списке N 2 возможно в судебном порядке.
Просил восстановить его нарушенное право, обязать администрацию Ногинского района Московской области восстановить его, Желудкова А.В., в Сводном списке N 2 граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью.
Истец Желудков А.В. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Болмосова А.В. возражала против заявленных требований, представила письменные возражения.
Представитель третьего лица Министерства Строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 24 ноября 2015 года исковые требования Желудкова А.В. удовлетворены. Администрация Ногинского района Московской обязана области восстановить Желудкова А.В. в Сводном списке N 2 по Ногинскому муниципальному району граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью.
С постановленным решением администрация Ногинского муниципального района Московской области и третье лицо Министерство строительного комплекса Московской области не согласились, представители принесли апелляционные жалобы, в которых ставят вопрос об отмене решения, как необоснованного.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Судом установлено, что Желудков А.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданном Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.12.2004 года.
В соответствии с постановлением главы Ногинского района Московской области от 13.12.2000 N 2854 Желудков А.В. состоял на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях.
23.04.2015 истец обратился в администрацию Ногинского муниципального района Московской области, на что письмом от 21.05.2015 N ж-1276 был получен ответ о том, что в администрацию Ногинского муниципального района из администрации "Город Ногинск Московской области" предоставлены учетные дела граждан, состоящих в Сводном Списке N2, с документами, которые, по мнению ответчика, не соответствуют перечню документов, необходимому для улучшения жилищных условий в соответствии с распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20.11.2013, в связи с чем, Желудков А.В. был исключен из Сводного списка N2.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Перечень документов, подтверждающих право граждан, указанных в ч.2 ст.1 Закона Московской области на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20.11.2013 N 5 "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона Московской области N 125/2006-03 "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета". Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению граждан Московской области жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом, в т.ч. порядок оформления, выдачи и погашения Свидетельств, установлен Постановлением Правительства Московской области от 21.10.2013 N 845/46 "О мерах по реализации Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Согласно ст. 51 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия с учета.
Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований снятия с такого учета. В частности, в соответствии с названной статьей граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как усматривается из протокола N1 заседания комиссии по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района по исключению граждан из Сводного списка N2? основанием для исключения Желудкова А.В. из Сводного списка N 2 по Ногинскому району являлось то, что его учетное дело не соответствует требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное основание не предусмотрено ст. 56 Жилищного кодекса РФ для снятия гражданина с учета, следовательно, такое основание не может быть четно при принятии решения об исключении из Списка.
Снятие с учета носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.
Истец, являясь ветераном боевых действий, относился к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и был принят на соответствующий учет в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства.
Таким образом, суд обоснованно счел исковые требования Желудкова А.В. подлежащими удовлетворению.
Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика администрации Ногинского муниципального района Московской области о том, что ветераны боевых действий для обеспечения жилыми помещениями должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет до 01 января 2005 года, а после расторжения брака с Желудковой Е.В., в составе семьи с которой истец был поставлен на соответствующий учет, он перестал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, поэтому не являются основанием для отмены решения суда.
Так, с. 51 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, дающих право гражданам для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку требований об оспаривании законности признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий заявлено не было, то и оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ для снятия с учета у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области о том, что статус Желудкова А.В., как ветерана боевых действий, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела в суде первой инстанции, судебная коллегия так же не принимает во внимание, так как опровергаются представленным в дело удостоверением от 01.12.2004г. о наличии у истца такого статуса (л.д.5).
Остальные доводы жалоб сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Ногинского муниципального района Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.