Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Ласковской С.Н., Набок Л.А.,
при секретаре - Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе законного представителя Кийковой С.Е. - Кийкова Е.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 23 декабря 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Кийковой Алины Юрьевны к МБДОУ детский сад N* г.о. Самара о признании незаконным действий и возложении обязанности допустить ребенка к посещению детского сада отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кийкова А.Ю., действуя в интересах малолетней дочери К.С.Е., обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Самары "Детский сад N*" (далее МБДОУ детский сад N*) об оспаривании действий об отказе в приеме ребенка в детский сад.
В обоснование иска указала, что между сторонами был заключен договор об оказании образовательных услуг её дочери К.С.Е., 2012 года рождения. Ответчик 07.08.2015 г. уведомил её об отказе в принятии ребенка в детский сад до предоставления справки от врача-фтизиатра. Данные действия считает незаконными, нарушающими право ребенка на получение дошкольного образования, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обязательное проведение вакцинального комплекса для получения дошкольного образования, ведомственные документы противоречат действующему законодательству ? ч. 2 ст. 7 ФЗ от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", ч.ч. 5, 6 ст. 70 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации", ч. 2 ст. 11 ФЗ от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Она отказалась от проведения профилактических прививок ребенку, добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок не давала. Вследствие действий ответчика ребенок лишен возможности посещения детского образовательного учреждения, что противоречит Конституции РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кийкова А.Ю. просила суд признать незаконным действия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Самары "Детский сад N*", выразившиеся в отказе принять несовершеннолетнего ребенка К.С.Е. в детский сад, и возложить обязанность допустить ребенка к посещению детского сада.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе законный представитель К.С.Е. - Кийков Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции Кийкова А.Ю., действующая в интересах несовершеннолетней К.С.Е., доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель МБДОУ детский сад N* Никонова Е.С. против доводов жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения и рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав пояснения сторон, третьего лица, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российско Федерации каждый имеет право на образование.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Конституцией Российской Федерации также установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).
Статьей 39 названного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В силу статьи 29 закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (преамбула).
Данным законом противотуберкулезная помощь определена как совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, ... диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом. Профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление (статья 1).
Пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ закрепляют обязательное условие при оказании противотуберкулезной помощи гражданам - наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.9 и 10 данного закона и другими федеральными законами (пункт 2). Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет ... оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя.
Из материалов дела следует, что Кийкова А.Ю. является матерью и законным представителем К.С.Е., 2012 года рождения.
К.С.Е. наблюдается в детском поликлиническом отделении ГБУЗ СО СГБ N* по 1 группе здоровья, хронических заболеваний не имеет, на диспансерном учете в ГБУЗ "СОКПТД" не состоит. Из профилактических прививок имеет вакцинацию БЦЖ и гепатита (VI), проведенные в роддоме.
Мать девочки Кийкова А.Ю. оформила отказ от профилактических прививок с 17.10.2014 г. по 14.10.2015 г. (ВК N*), что подтверждено ответами ГБУЗ "СОКПТД" N* от 18.12.2015 г., ГБУЗ СО СГБ N* N* от 10.12.2015 г. Судом установлено, что для допуска ребенка к посещению МБДОУ детский сад N* г.о. Самара, К.С.Е. прошла осмотр специалистов. В связи с отказом законного представителя ребенка от профилактических прививок, в частности, прививки от туберкулеза, в медицинской карте указано о допуске ребенка к посещению детского сада со справкой врача-фтизиатра и разобщением ребенка с другими детьми в период проведения прививок на 60 дней, что подтверждено записями в медицинской карте К.С.Е.
В связи с не предоставлением справки от врача-фтизиатра, несовершеннолетняя К.С.Е. не была допущена к посещению детского сада со ссылкой на Санитарные правила 3.1.2.3114-13. Родителям ребенка разъяснено, что последний может быть принят в детский сад при предъявлении данной справки, что подтверждено ответом МБДОУ детский сад N* г.о.Самара N* от 07.08.2015 г. (л.д. 8).
Рассматривая спор по существу, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Кийковой А.Ю., поскольку действия ответчика согласуются с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда являются правильными.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 г. N 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила (СП 3.1.2.3114-13) "Профилактика туберкулеза".
Согласно п. 1.2 данных Правил они устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц (п. 1.3). Отсутствие вакцинации против туберкулеза повышает риск развития заболевания при первичном инфицировании (п. 2.5).
В соответствии с п. 5.1 раздела V "Организация раннего выявления туберкулеза у детей" Санитарных правил, в целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее - проба Манту) ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб.
Пунктом 5.7 Санитарных правил установлено, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (пункт 5.8(1) Положения).
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в силу пункта 8 названного Положения, является Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Таким образом, Санитарно-эпидемиологические правила (СП 3.1.2.3114-13) "Профилактика туберкулеза" утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Данные Правила противоречащими законодательству не признаны и устанавливают обязательные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2).
Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно п. 3 ст. 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что справка от врача-фтизиатра законными представителями К.С.Е. в детское дошкольное образовательное учреждение не представлена, от посещения врача-фтизиатра и проведения туберкулинодиагностики ребенку родители отказываются, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кийковой А.Ю. исковых требований в полном объеме.
Суд правильно исходил из того, что отказ от проведения профилактических прививок является правом законных представителей К.С.Е., однако для принятия ребенка в детский сад необходимо предоставить справку от врача-фтизиатра, что обусловлено требованиями законодательства.
Оснований полагать, что п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" противоречит Конституции РФ, Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", как и иным нормативно-правовым актам не имеется, поскольку в силу действующего законодательства осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и соответственно, применительно к рассматриваемому спору, не исполнение истцами необходимых требований не должно ставить под угрозу здоровье и благоприятную среду обитания для иных детей - воспитанников дошкольного образовательного учреждения, которые в полной мере выполняют требования Правил.
Таким образом, ограничений права на образование в Российской Федерации, гарантированного Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, указанные выше Правила не устанавливают и не предусматривают медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя, в связи с чем оснований полагать, что права и законные интересы несовершеннолетней К.С.Е. нарушены ответчиком, не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Кийкова Е.А., поскольку доводы жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Судебная коллегия полагает, что имеющие значение для дела обстоятельства судом установлены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кийкова Е.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.