Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Самодуровой Н.Н.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Казацкого В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 января 2016 года, которым постановлено:
"Иск Казацкого В.А. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казацкий В.А. обратился в суд с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", мотивируя следующим. Он имеет знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км" и трудовой стаж 34 года. Решением Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда". Считает данное решение незаконным. Просил суд признать решение Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признать за ним право на получение звания "Ветеран труда", обязать Министерство присвоить ему звание "Ветеран труда" и предоставить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Казацки й В.А. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 6 мая 2006 года N 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области".
Предметом регулирования данного закона в соответствии с его ст. 1 является установление и определение порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 2 Закона Самарской области N 40-ГД присвоение звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, осуществляется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области N 40-ГД лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают по месту жительства в органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных органам местного самоуправления государственных полномочий (далее - уполномоченные органы), заявление с приложением следующих документов:
1) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет:
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;
удостоверения к орденам, медалям, почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации либо документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховного Суда СССР, РСФСР или Российской Федерации, Конституционного Суда РСФСР или Российской Федерации, Государственного арбитража СССР, РСФСР, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Прокуратуры СССР, РСФСР, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, палат и аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации; в случае отсутствия удостоверения к награде либо документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, учитываются правильно оформленные записи в трудовой книжке, содержащие сведения о награждении указанными наградами со ссылкой на орган, принявший решение о награждении, дату и номер документа, подтверждающего данное решение, либо справки, подтверждающие факт награждения указанными наградами, выданные в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных;
документ, подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин;
2) лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин:
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;
трудовая книжка либо справка, выданная в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных, подтверждающая начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны;
справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, подтверждающая наличие у заявителя трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Казацкий В.А. обратился в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", поскольку имеет знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км" и 34 года трудового стажа.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерство отказало истцу в присвоении звания, указав на то, что значки не входят в государственную наградную систему РФ.
Из отзыва Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на исковое заявление следует, что при рассмотрении вопроса о том, какие награды относятся к государственным наградам в постсоветский период, министерство руководствовалось Указами Президента Российской Федерации от 02.03.1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации", от 30.12.1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положений о почетных званиях и Описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", от 07.09.2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", в которых имеющийся у истца знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км" не входит в перечень государственных наград Российской Федерации.
Судом установлено, что награждение истца знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км" произведено президентом ОАО "РЖД".
В соответствии с Уставом ОАО "РЖД", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. N 585, ОАО РЖД является коммерческой организацией.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для присвоения звания "Ветеран труда" признаются судебной коллегией верными, поскольку ОАО "РЖД" не является министерством, ведомством Российской Федерации, а указанный знак не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
Кроме того, знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км" нельзя отнести к государственным наградам и почетным званиям, являющимся в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку он не включен в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. N 360-Х, не поименован в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442, отсутствует в Указе Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положений о почетных званиях и Описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" и не содержится в соответствующих разделах Общероссийского классификатора информации о населении, утвержденного постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 412.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО "РЖД" подведомственно Федеральному агентству железнодорожного транспорта, которое входит в состав и находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, следовательно, знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км" относится к ведомственным знакам отличия, судебной коллегией отклоняются. В перечень ведомственных наград, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.10.2005 г. N 130 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации", знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км" не входит. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" полномочиями по учреждению ведомственных наград и награждению ими данное агентство не наделено.
Доводы жалобы о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Автор жалобы ссылается на то, что реформа железнодорожного транспорта, упразднившая ранее действовавшие министерства и создавшая хозяйствующего субъекта - ОАО "Российские железные дороги", не может являться обстоятельством, ущемляющим права и законные интересы истца на получение социальных гарантий, не является основанием для отмены решения. Награждение заявителя знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000 000 км" произошло уже после вышеуказанного реформирования системы железнодорожного транспорта и создания ОАО "Российские железные дороги".
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции в качестве обоснования исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казацкого В.А. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.