Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Улановой Е.С., Ласковской С.Н.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кульбанова А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кульбанова А.А. о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кульбанов А.А. обратился в суд с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда". В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он уволен из "данные изъяты". На момент увольнения выслуга лет составила в календарном исчислении 19 лет 00 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 20 лет 05 месяцев 06 дней. ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет. В период службы он награжден медалями "За отличие в службе" 3 степени, "За отличие в службе" 2 степени. ДД.ММ.ГГГГ обратился по "данные изъяты" в Департамент социальной поддержки населения мэрии г.о. Тольятти с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия предусмотренного законом документа, подтверждающего наличие трудового стажа не менее 25 лет для мужчин. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать незаконным отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении ему звания "Ветеран труда", обязать Министерство социально-демографической и семенной политики Самарской области присвоить ему звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение установленного образца.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кульбанов А.А. просит отменить решение суда, принять новое, которым исковые требования удовлетворить. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327-1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 6 мая 2006 года N 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области".
Предметом регулирования данного закона в соответствии с его ст. 1 является установление и определение порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 2 Закона Самарской области N 40-ГД присвоение звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, осуществляется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области N 40-ГД лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают по месту жительства в органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных органам местного самоуправления государственных полномочий (далее - уполномоченные органы), заявление с приложением следующих документов:
1) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет:
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;
удостоверения к орденам, медалям, почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации либо документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховного Суда СССР, РСФСР или Российской Федерации, Конституционного Суда РСФСР или Российской Федерации, Государственного арбитража СССР, РСФСР, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Прокуратуры СССР, РСФСР, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, палат и аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации; в случае отсутствия удостоверения к награде либо документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, учитываются правильно оформленные записи в трудовой книжке, содержащие сведения о награждении указанными наградами со ссылкой на орган, принявший решение о награждении, дату и номер документа, подтверждающего данное решение, либо справки, подтверждающие факт награждения указанными наградами, выданные в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных;
документ, подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин;
2) лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин:
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;
трудовая книжка либо справка, выданная в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных, подтверждающая начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны;
справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, подтверждающая наличие у заявителя трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Из материалов дела следует, что Кульбанов А.А. проходил службу в "данные изъяты".
Приказом "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ Кульбанов А.А. награждён медалью "За отличие в службе" 3-степени, приказом "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ - медалью "За отличие в службе" 2-степени.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Кульбанов А.А. уволен из "данные изъяты". На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 00 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 20 лет 05 месяцев 06 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ Кульбанову А.А. назначена пенсия за выслугу лет.
Ответом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Кульбанову А.А. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" из-за отсутствия документов, подтверждающих наличие 25-летнего трудового стажа.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для присвоения звания "Ветеран труда" признаются судебной коллегией верными, поскольку ст. 3 Закона Самарской области от 06 мая 2006 г. N 40-ГД предусмотрена необходимость представления документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин.
Доводы апелляционной жалобы о том, истец является получателем пенсии за выслугу лет и имеет ведомственные награды, в связи с чем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", судебной коллегией отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Указание в жалобе на несоответствие закона Самарской области от 6 мая 2006 года N 40-ГД федеральному законодательству основано на неправильном толковании норм материального права.
Определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда", по мнению судебной коллегии, имеет критерий продолжительного добросовестного труда.
Согласно статье 7 Федерального закона "О ветеранах" одним из условий присвоения звания "Ветеран труда" является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Статьей 5 указанного Закона N 166-ФЗ установлены виды пенсий, и в том числе пенсия за выслугу лет, пенсия по старости и т.д..
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации урегулированы различными законами: Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и другими законами.
Данными законами предусмотрены различные условия назначения пенсии по выслуге лет, и в том числе продолжительность периодов работы и иной деятельности, необходимая для назначения пенсии по выслуге лет.
В то же время, как следует из текста Федерального закона "О ветеранах", данным законом не урегулирован вопрос об определении необходимого страхового стажа или стажа иной общественно полезной деятельности при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", в связи с чем законодатель субъекта Российской Федерации вправе установить такое условие при присвоении звания "Ветеран труда", единое для всех категорий граждан.
По изложенным основаниям нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что установление в законе Самарской области от 6 мая 2006 года N 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" положения о необходимости представления документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин противоречит федеральному законодательству.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда, по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кульбанова А.А. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.