Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.,
судей - Вачковой И.Г., Шилова А.Е.,
при секретаре - Шарапове М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лазарева А.В. к Департаменту строительства и архитектуры г.о.Самара о признании незаконным решения,
по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Административный иск Лазарева А.В. удовлетворить. Признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 17.07.2015 NСП-9/1567-0-1 об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по обращению Лазарева А.В. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 819,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления Лазарева А.В. от 21.04.2015 NСП-9/1567, поданное 11.12.2012 в Министерство имущественных отношений Самарской области под N 12-2/0804/12-с, о предоставлении в собственность земельного участка площадью 819,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для садоводства.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара (в настоящее время Департамент градостроительства г.о. Самара) - Поповой М.Н. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Лазарева А.В. - Кудиновой Т.В. (по доверенности), на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лазарев А.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту строительства и архитектуры г.о.Самара (в настоящее время Департамент градостроительства г.о. Самара) о признании незаконным решения.
В обоснование заявленных требований указано, что 11.12.2012 Лазарев А.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 819,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок б/н. Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 17.12.2013 признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.08.2013 о возврате Лазареву А.В. вышеуказанного заявления, на Министерство возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления. Уведомлением от 24.04.2014 N12-2/0804/12-е Лазареву А.В. отказано в предоставлении земельного участка на основании заключения о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух зонах. Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 04.08.2014 признаны незаконными заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух зонах, и решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 24.04.2014 N12-2/0804/12-е об отказе Лазареву А.В. в предоставлении земельного участка, с возложением на ответчиков обязанности возобновить рассмотрение заявления Лазарева А.В. Письмом от 17.05.2015 Департамент строительства и архитектуры Самарской области, которому с 01.03.2015 переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, сообщил Лазареву А.В. об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по его обращению, в связи с изменениями и дополнениями в ЗК РФ, согласно которым ст. 34 ЗК РФ утратила силу. Лазарев А.В. считает данный отказ незаконным, поскольку он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу указанных изменений в ЗК РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Лазарев А.В. просил суд признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 17.07.2015 NСП-9/1567-0-1 об отсутствии правовых оснований продолжения работы по обращению о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 819,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок б/н и обязать административного ответчика возобновить рассмотрение заявления, поданного в Министерство имущественных отношений Самарской области 11.12.2012.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм права.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о. Самара - Попова М.Н. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Лазарева А.В. - Кудинова Т.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лазарев А.В., представители администрации г.о.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ч.2, ч.4 ст.34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что 11.12.2012 Лазарев А.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 819,0 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок б/н.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 17.12.2013 признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.08.2013 о возврате Лазареву А.В. вышеуказанного заявления, ответчик обязан возобновить рассмотрение заявления.
Уведомлением Министерства имущественных отношений Самарской области от 24.04.2014 N12-2/0804/12-е Лазареву А.В. отказано в предоставлении земельного участка на основании заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух зонах.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 04.08.2014 признаны незаконными заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух зонах, а также решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 24.04.2014 N12-2/0804/12-е об отказе Лазареву А.В. в предоставлении земельного участка. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Лазарева А.В.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5, 1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
21.04.2015 заявление Лазарева А.В. от 11.12.2012 с приложенными к нему документами передано на рассмотрение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
Письмом от 17.05.2015 Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, сообщил Лазареву А.В. об отсутствии правовых оснований продолжения работы по его обращению, в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, ввиду отсутствия утвержденной до 01.03.2015 схемы расположения земельного участка.
Удовлетворяя административный иск и возлагая на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Лазарева А.В. от 11.12.2012 о предоставлении в собственность земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ, суд исходил из того, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность Лазарев А.В. обратился - 11.12.2012, то есть задолго до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, судом оставлено без внимания, что в соответствии с п. 18 ст. 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 статья 34 ЗК РФ, регламентирующая оформление прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, признана утратившей силу.
Формирование земельных участков для целей, не связанных со строительством на данный момент не представляется возможным, так как переходные положения, предусмотренные ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ, действуют только в отношении земельных участков, схемы которых утверждены до 01.03.2015.
Установлено и не оспаривается сторонами, что схема расположения испрашиваемого Лазаревым А.В. земельного участка до настоящего времени не утверждена, работы по формированию земельного участка не проведены.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать правильным, поскольку оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 34 ЗК РФ и предоставления заявителю земельного участка в порядке, установленном положениями данной статьи ЗК РФ у Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара не имелось, ввиду чего решение суда об удовлетворении требований Лазарева А.В. подлежит отмене, а заявление - оставлению без удовлетворения.
Доводы Лазарева А.В. о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка он обратился в 2012 году, т.е. до внесения изменений в ЗК РФ, правового значения не имеют, поскольку в силу ч. 3 ст.34 Федерального закона N 171-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Схема испрашиваемого земельного участка до 01.03.2015 не утверждена, в силу чего правовые основания для предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, отсутствуют.
При этом, причины, по которым схема испрашиваемого земельного участка не утверждена до 01.03.2015 правового значения не имеют.
Доводы административного истца о том, что изменение законодательства в период рассмотрения его заявления не является препятствием для удовлетворения судом требования о возложении обязанности утвердить схему испрашиваемого земельного участка, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 19 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Лазарева А.В. к Департаменту строительства и архитектуры г.о.Самара о признании незаконным решения - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.