Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сивохина Д.А.,
судей - Вачковой И.Г., Ласковской С.Н.,
при секретаре - Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Салямовой А.Ф. к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти Самарской области от 21.12.2015 N 9350-р/5 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Салямовой А.Ф. с составом семьи четыре человека (супруг С.Р.Р., сыновья С.А.Р., 2009 года рождения, С.Д.Р., 2012 года рождения).
Обязать мэрию городского округа Тольятти принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, Салямову А.Ф. с составом семьи четыре человека (супруг С.Р.Р., сыновья С.А.Р., 2009 года рождения, С.Д.Р., 2012 года рождения), с даты предъявления ею соответствующего заявления, т.е. с 10.11.2015".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя мэрии г.о.Тольятти - Двоеглазова С.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салямова А.Ф. обратилась в суд с административным иском к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти Самарской области от 21.12.2015 N 9350-р/5 Салямовой А.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, на основании п. 3 ст. 54 ЖК РФ, с составом семьи 4 человека (супруг С.Р.Р., несовершеннолетние дети С.А.Р., С.Д.Р.), зарегистрированной в двухкомнатной квартире общей площадью 43,3 кв.м. по адресу "адрес" где всего зарегистрировано 6 человек. Отказ мотивирован тем, что не истек, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, поскольку в 2014 году Салямовой А.Ф. произведено отчуждение принадлежавшей ей на праве собственности части жилого дома, общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". С таким решением Салямова АФ. не согласна, поскольку отчуждение произведено не в целях ухудшения жилищных условий, а с целью приобретения в собственность другого благоустроенного жилого помещения. 24.10.2014 на вырученные от продажи части жилого дома денежные средства приобретена квартира, расположенная по "адрес", титульным собственником которой указан отец Салямовой А.Ф. - Х.Ф.Х. Однако решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 25.03.2015 удовлетворены исковые требования мэрии г.о. Тольятти об истребовании у Х.Ф.Х. квартиры по "адрес" и возврате в муниципальную собственность. 11.12.2015 во исполнение вышеуказанного решения суда судебным приставом-исполнителем ОСП Комсомольского района г. Тольятти возбуждено исполнительное производство, и предъявлено требование по освобождению занимаемого помещения по "адрес". Мэрия г.о. Тольятти, рассматривая заявление Салямовой А.Ф. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, знала об обстоятельствах продажи части дома и покупки квартиры по "адрес".
Ссылаясь на то, что намеренных действий по ухудшению жилищных условий не совершала, в настоящее время Салямова А.Ф. и члены ее семьи лишены возможности приобрести другое жилое помещение, выселение из квартиры по "адрес" вызвано объективными причинами, о которых мэрии г.о. Тольятти известно, Салямова А.Ф. просила суд признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти Самарской области от 21.12.2015 N 9350-р/5 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать мэрию г.о. Тольятти принять ее с составом семьи из 4 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель мэрии г.о. Тольятти, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель мэрии г.о.Тольятти - Двоеглазов С.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Салямова А.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Салямовой А.Ф., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (п. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Пунктом 3 ст. 52 вышеназванного Кодекса установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Из материалов дела следует, что 10.11.2015 Салямова А.Ф. обратилась в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии ее в составе семьи 4 человека (супруг С.Р.Р., несовершеннолетние дети С.А.Р., С.Д.Р.) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма.
На момент обращения Салямовой А.Ф. в мэрию г.о. Тольятти с указанным выше заявлением она зарегистрирована и проживала в двухкомнатной квартире по "адрес" принадлежащей на праве собственности ее отцу. Всего в указанной квартире зарегистрировано 6 человек: Салямова А.Ф, её супруг С.Р.Р., несовершеннолетние дети С.А.Р., С.Д.Р., родители Х.Ф.Х. и Х.Н.М. Иных жилых помещений в собственности либо социальном найме Салямова А.Ф. не имеет.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти Самарской области от 21.12.2015 N 9350-р/5 Салямовой А.Ф. с составом семьи 4 человека в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано, ввиду совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий менее 5 лет назад.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о недоказанности намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий с целью постановки на учет при приобретении жилого помещения, указав, что Салямова А.Ф. и члены ее семьи другого жилья в пользовании по договору социального найма или на праве собственности не имеют.
Вместе с тем, в силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на основании договора купли-продажи от 21.10.2014 зарегистрированного в ЕГРП 27.10.2014, Салямова А.Ф. произвела отчуждение земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома, общей площадью 535 кв.м., по адресу "адрес" части жилого дома, общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по указанном адресу, принадлежавших ей на праве собственности (л.д. 28).
Пятилетний срок с момента продажи жилого помещения, повлекшей возможность признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, не истек. Указанное обстоятельство в силу прямого указания закона считается намеренным ухудшением жилищных условий и влечет возможность принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Доводы Салямовой А.Ф. о том, что сделку по отчуждению части жилого дома, общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", не пригодного для проживания, нельзя считать намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку она совершена не с целью ухудшения жилищных условий и постановки на учет в качестве нуждающейся, а с целью приобретения в собственность другого благоустроенного жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что мотивы совершения сделок с жилыми помещениями в данном случае правового значения не имеют.
Кроме того, доказательств непригодности отчужденного дома для проживания, в материалы дела не представлено. Также не представлены доказательства, того, что денежные средства, полученные Салямовой А.Ф. от продажи части жилого дома по адресу: "адрес", потрачены ею на приобретение жилья по адресу "адрес"73, поскольку указанное жилое помещение приобретено Х.Ф.Х.
Ссылки на то, что приобретенная на вырученные от продажи части жилого дома денежные средства квартира в настоящее время изъята, на основании решения Комсомольского районного суда г. Тольятти от 25.03.2015, а также указание на то, что в настоящее время Салямовой А.Ф. и членам ее семьи предъявлено требование по добровольному освобождению занимаемого жилого помещения по "адрес", не являются основаниями для постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку Салямова А.Ф. по собственной инициативе продала, принадлежащую ей часть указанного жилого дома, и распорядилась полученными денежными средствами по своему усмотрению. При этом, выводы суда об отсутствии в действиях Салямовой А.Ф. умышленности и недобросовестности в целях ухудшения жилищных условий и постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении объективными допустимыми доказательствами не подтверждены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленный законом пятилетний срок с момента совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий Салямовой А.Ф. не истек, правовых оснований для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, не имелось, оспариваемое распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти Самарской области от 21.12.2015 N 9350-р/5 является законным и отмене не подлежит, в силу чего решение суда об удовлетворении требований Салямовой А.Ф. подлежит отмене, а ее заявление - оставлению без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 февраля 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Салямовой А.Ф. к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Копия верна.
Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.