Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Джарулаева А-Н.К., судей Хаваева А.Г., Хираева Ш.М., при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" о признании бездействия в области законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, незаконным и понуждении к устранению нарушений, по апелляционной жалобе представителя Северо-Кавказской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") ФИО5 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
- "Исковое заявление Махачкалинского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО "Российские железные дороги" по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу принять следующие меры, направленные на устранение выявлены нарушений законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспорта инфраструктуры при эксплуатации железнодорожного вокзала на станции Кизилюрт по адресу: РД, Кизилюрт, "адрес":
- установить телефоны автоматы для пассажиров с пониженным слухом;
- установить телефоны- автоматы для инвалидов колясочников;
- установить передвижные подъемники и переносные рампы для посадки и высадки инвалидов в вагон;
- оборудовать специальную кабину в общественном туалете для инвалидов.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход бюджета РФ государственную пошлину размере 4 000 рублей".
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., пояснения представителя ОАО "РЖД" ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую их удовлетворить и прокурора ФИО7, возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Махачкалинский транспортный прокурор обратился в суд с указанными иском, ссылаясь, что проведенной совместно с Махачкалинским отделением Северо-Кавказского территориального отдела Управления Роспотребнадзор по железнодорожному транспорту проверкой установлено, что здание железнодорожного вокзала на "адрес" не соответствует требованиям законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспорта инфраструктуры
В здании вокзала отсутствуют телефоны автоматы для пассажиров с пониженным слухом и телефоны-автоматы для инвалидов-колясочников. Отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки и высадки инвалидов с коляской в вагон, в общественном туалете отсутствует специальная кабина для инвалидов.
По результатам проверки составлена справка "О социальной защите инвалидов на железнодорожной станции Кизилюрт" от "дата", которым подтверждаются выводы прокурорской проверки.
Суд первой инстанции постановилприведенное выше решение, с которым не согласилась представитель ОАО "РЖД" ФИО5
В поданной ею апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
Указывается, что здание вокзала станции Кизилюрт построено в 1907 году, в связи с чем, вокзал не удовлетворяет требованиям указанного законодательства и соответствующих правил, не приспособлен для маломобильных групп населения.
Законодательством не предусмотрен механизм реализации положений Закона в отношении уже построенных объектов, а также механизм реализации Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 по отношению к уже построенным стационарным объектам. Оборудование платформ передвижными подъемниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон нецелесообразно, в связи с наличием перечня поездов, в которых курсируют вагоны со специальными купе для перевозки инвалидов в колясках. Вход в такие вагоны оборудован подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Для оборудования туалета вокзала в соответствии с требованиями прокурора необходима разработка проектного решения на реконструкцию здания. Проведение работ по устройству инфраструктуры для инвалидов на вокзальных комплексах железной дороги связано с оценкой технической возможности проведения строительных работ.
Помимо владельца железнодорожной инфраструктуры создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы Махачкалинский транспортный прокурор полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" ФИО6 и прокурора ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Ссылка ответчика на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства выделения бюджетных средств на реконструкцию вокзала станции Кизилюрт и того факта, что выделенные средства были использованы ответчиком не по назначению, не освобождает его от обязанности по исполнению требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов; создания на указанном железнодорожном вокзале условий инвалидам для беспрепятственного пользования услугами железнодорожного транспорта. Поскольку при рассмотрении дела достоверно установлено, что здание вокзала на "адрес" не оборудовано в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", то в соответствии с вышеприведенными нормами, вывод суда об удовлетворении заявленных прокурором требований является правильным.
В соответствии со ст. 3.1.17 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать: устройство пандусов с уклоном не менее 1:12, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, с учетом размера колясок, передвижные подъемники и пеники, и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, уборные (туалеты) общего пользования размещаются в пассажирском здании, в которых обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале, необходимы специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см, в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
Согласно п. 3.5.7 указанного СП 2.5.1198-03, уборные (туалеты) общего пользования (раздельно мужские и женские) размещаются в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского помещения не должно превышать 75 м. Обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами: длина - 2300 мм, ширина - 1550 мм, высота - 1950 мм, ширина унитаза - 600 мм, расстояние от унитаза до стены - 800 мм, ширина двери не менее - 900 мм. В туалете устанавливаются штанги с навесными рукоятками.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения в обжалуемой части.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Российские железные дороги" ФИО5- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.