Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 14 декабря 2015 г. по делу
по иску прокурора г. Барнаула в интересах Лихоткина Игоря Олеговича, Лихоткиной Ксении Вадимовны, Лихоткиной Софьи Игоревны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о признании приказа незаконным, признании семьи нуждающейся в жилых помещениях,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
25.06.2015г. Лихоткиным И.О. в адрес ответчика подано заявление и документы о признании семьи нуждающейся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011-2015 года".
28.07.2015 приказом КЖКХ г.Барнаула N 2377 семье Лихоткина И.О. отказано в постановке на учет на основании того, что Лихоткин И.О. до 19.02.2015 г. являлся членом семьи собственника квартиры, общей площадью 31,1 кв.м., расположенной в "адрес", а его супруга Лихоткина К.В. до 03.03.2015г. являлась членом семьи собственника жилого дома, общей площадью 199,5 кв.м., расположенного в "адрес" обеспеченность суммарной общей площадью данных жилых помещений на одного члена семьи до 03.03.2015г. составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006г. N 294.
Считая данный отказа незаконным, прокурор г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Лихоткина И.О., Лихоткиной К.В., Лихоткиной С.И. к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее КЖКХ г. Барнаула) о признании незаконным приказа от 28.07.2014 N 2377 "Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семьи Лихоткина И.О.", возложении обязанности рассмотреть заявление Лихоткина И.О. о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке.
В обоснование требований указано, что после заключение брака Лихоткин И.О. и Лихотника К.В. членами семьи собственников жилых помещений по месту их регистрации не являлись, совместно с собственниками указанных жилых помещений не проживали. Добровольное снятие с регистрационного учета Лихоткина И.О. и Лихоткиной К.В. не может рассматриваться как намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на удовлетворении требований настаивал по указанным в иске основаниям.
Материальный истец Лихоткин И.О. поддержал заявленные требования. Пояснил, что после заключения брака он и его супруга Лихоткина К.В. с родителями - собственниками жилого дома и квартиры не проживали, совместного хозяйства не вели, членами семьи собственников недвижимого имущества не являлись. После регистрации брака проживали в арендуемых квартирах, сначала по "адрес", затем по "адрес", затем в жилом доме по "адрес", с ДД.ММ.ГГ проживают по "адрес".
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 14 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены.
Признан незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 28.07.2015 года N 2377 об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении семьи Лихоткина Игоря Олеговича.
Возложена обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в жилом помещении семьи Лихоткина Игоря Олеговича.
С решением суда не согласился ответчик Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование жалобы ссылается на неверный вывод суда о том, что факт регистрации истцов по месту жительства в помещениях, принадлежащих их родителям, при проживании в иных помещениях, не является основанием для признании истцов членами семьи собственников жилых помещений. Суд не учел, что в силу положений Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Наличие регистрации означает, что гражданин проживает по указанному адресу. Права лица, имеющего фиктивную регистрацию, т.е. регистрацию без намерения пребывать в жилом помещении, не должны подлежать защите.
Необоснованно суд не учел, что со стороны семьи Лихоткиных были совершены умышленные действия, имевшие целью постановку на учет - истцы обратились с заявлением о постановке на учет именно после регистрации 03.03.2015 года в квартире по "адрес". Не дал суд оценки тому обстоятельству, что договор аренды в отношении указанной квартиры заключен с матерью истицы.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика КЖКХ г.Барнаула на доводах жалобы настаивал, прокурор и материальный истец Лихоткин И.О. возражали против удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Согласно пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлено, что размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью гражданина и (или) членов его семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 N 694, относится к полномочиям указанного органа.
Решением Барнаульской городской Думы N294 от 27.02.2006 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Признавая приказ ответчика об отказе в признании истцов нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из того, что с момента заключения брака в 2013 года семья Лихоткиных проживает отдельно от родителей, являющихся собственниками жилых помещений, в которых были зарегистрированы истцы до 03.03.2015г., общего хозяйства с родителями не ведут, совместного бюджета не имеют, поэтому членами семей своих родителей не являются и не могут считаться обеспеченными жилым помещением сверх учетной нормы.
Поскольку истцы не имеют принадлежащих им на праве собственности или на праве социального пользования жилых помещений, постольку суд первой инстанции верно пришел к выводу о незаконности действий ответчика по отказу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине обеспеченности жилой площадью.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда правильным, соответствующим верному применению указанных выше правовых норм.
Не может судебная коллегия согласиться с доводом жалобы ответчика о том, что при разрешении спора необходимо оценивать положения Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" как свидетельствующие о безусловном проживании гражданина только по месту его регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Поэтому сам по себе факт регистрации гражданина по месту жительства не определяет в силу закона проживание по данному адресу. Исходя из приведенного толкования судом первой инстанции правильно были оценены обстоятельства проживания и регистрации истцов.
Также не соглашается судебная коллегия с утверждением в жалобе о том, что со стороны истцов имели место умышленные действия с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции правильно со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О указано, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Со стороны истцов умышленные действия с целью ухудшения своих жилищных условий не совершались. Создание истцами семьи и проживание отдельно от своих родителей не может быть отнесено к таким действиям. Изменение регистрации в связи с изменением места жительства также не означает искусственное ухудшение своих жилищных условий.
Отсутствие в решении суда суждения относительно обстоятельства заключения истцами договора аренды жилого помещения, принадлежащего матери истицы, не влечет отмену судебного акта. Судебная коллегия отмечает, что приведенное в жалобе обстоятельство также не свидетельствует о незаконности судебного акта, так как проживание истцов в квартире, принадлежащей на праве собственности матери Лихоткиной К.В., независимо от регистрации в указанной квартире, не означает, что истцы являются членами семьи родителей Лихоткиной К.В., так как в указанной однокомнатной квартире истцы проживают одни.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 14 декабря 2015 г. оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.