Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И..,
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре Рогожиной И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 января 2016 года по делу
по иску Марнопольского Алексея Алексеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании действий Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления МВД России по Алтайского края по изменению учетного номера незаконными, об отмене решения, обязании изменения учетного номера, признании бездействия незаконным, обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марнопольский А.А. обратился в суд с иском к ГУМВД России по Алтайскому краю о признании действий Центральной жилищно-бытовой комиссии Главного управления МВД России по Алтайского края по изменению учетного номера незаконными, об отмене решения, признании бездействия незаконным, возложении обязанности по изменению учетного номера, предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является сотрудником полиции и 13.09.2012 г. принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с номером очереди 168.
В 2013 и в 2014 годах сотрудникам органов внутренних дел в порядке очередности предоставлялась вышеуказанная социальная выплата, в Списке лиц, состоящих на учете, а также снятых с учета, в графе "примечание" напротив фамилий сотрудников указывались сведения о получении выплаты, порядковые номера не изменялись. К концу 2014 г. указанную выплату получили 150 сотрудников.
В начале 2015 г. истца предупредили о необходимости обновить предоставленные ранее документы, однако выплата по неизвестной причине не была произведена.
В ответе на рапорт истца от 17.06.2015 г. истцу сообщили о том, что выплаты планируется рассмотреть в 3 квартале 2015 г. после утверждения поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения жилья с учетом места прохождения службы.
17.09.2015 г. истец обратился с повторным рапортом, в котором просил разъяснить по какой причине денежные средства не были распределены.
02.10.2015 г. за N6/М-8, 6/М-10 истец получил ответ, что на заседании комиссии (протокол от 17.09.2015 N23) принято решение о приведении базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, в соответствие с требованиями действующего законодательства. В результате этого, порядковый номер очереди истца стал 188, с учетом обеспеченных сотрудников - 35.
До настоящего времени истец выплату не получил.
Истец полагает, что в результате незаконных действий по изменению учетного номера, а также бездействия ответчика по не предоставлению единовременной социальной выплаты в 2015 году, были нарушены его права на улучшение жилищных условий, гарантированные законом.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 января 2016 года исковые требования Марнопольского А.А. удовлетворены частично.
Признаны действия Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по изменению учетного номера Марнопольского Алексея Алексеевича, состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с N211112-000168 на N211112-000188, незаконными.
Признано незаконным бездействие ГУ МВД России по Алтайскому краю по не предоставлению Марнопольскому Алексею Алексеевичу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, в 2015 году незаконным.
На ГУ МВД России по Алтайскому краю возложена обязанность изменить учетный номер Марнопольского Алексея Алексеевича, состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации N211112-000188, на первоначально присвоенный N211112-000168, внести соответствующие изменения в базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; предоставить Марнопольскому Алексею Алексеевичу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, согласно очередности на момент поступления ответчику бюджетных ассигнований на 2015 год.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, отказав истцу в удовлетворении требований.
В обоснование требований ссылается на то, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 приказом МВД России от 30.03.2012 N 207 утвержден порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, в соответствии с которым внесение информации в базу данных о лицах осуществляется на основании правовых актов МВД России и территориальных органов МВД, утверждающих решение о принятии сотрудника на учет. Информация о сотрудниках, в том числе и об истце, была сформирована и внесена в базу данных по дате принятия решений ЦЖБК ГУ о принятии сотрудника на учет, т.е. по дате протокола ЦЖБК ГУ - 8.11.2012 (в отношении истца) с учетом стажа службы и даты подачи заявления, а не по дате принятия правового акта, утверждающего решение - 21.11.2012(в отношении истца). Поэтому база данных решением ЦЖБК ГУ от 17.09.2015 N23 была приведена в соответствие с требованием данного Приказа, т.е. информация о сотрудниках, поставленных на учет, была внесена датой распоряжения, повлекшее изменение уникального номера истца.
Кроме того, судом недостоверно указано на присвоение истцу при постановке его на учет номера -211112-000168, в то время как его уникальный номер в 2012году составлял - 081112 -000168, формируемый из даты постановки на учет(даты протокола ЦЖБК ГУ-8.11.2012), в результате изменения его номер стал 211112-000188. Указанный довод в уточненной апелляционной жалобе ответчиком не поддержан.
Помимо этого, апеллянт полагает, что не правомочен принимать решение о предоставлении выплаты, поскольку в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223, такая выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники и оформляется правовым актом с указанием размера выплаты.
В суде апелляционной инстанции истец просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представитель ответчика на доводах жалобы настаивала.
Проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2 ч.2 ст.4 указанного Федерального закона).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223.
Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).
В соответствии с п. 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Согласно п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В соответствии с п. 31 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Судом установлено, что Марнопольский А.А. проходит службу в органах внутренних дел, имеет необходимую продолжительность стажа для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Воспользовавшись данным правом, 13.09.2012 Марнопольский А.А. обратился в ГУ МВД России по Алтайскому краю с соответствующим заявлением.
Из протокола N15 заседания Центральной комиссии по жилищным и социально-экономическим проблемам ГУ МВД России по Алтайскому краю следует, что 08.11.2012 заявление Марнопольского А.А. было рассмотрено и решением указанной комиссии от 08.11.2012, утвержденным распоряжением ГУМВД России по Алтайскому краю N148 от 21.11.2012 г., он был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Решением ЦЖБК ГУ, оформленным протоколом от 17.09.2015 г. N23 база данных о лицах, стоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения приведена в соответствие по дате принятия правового акта, утверждающего решение о принятии на учет (распоряжение ГУ).
В результате чего, уникальный номер истца изменен на N211112-000188.
Согласно Книге учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, истец принят на учет в 2012году с номером очереди 168, который впоследствии был изменен на 188.
Из содержания выписки из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю от 17.09.2015 N23 следует, что повесткой дня является приведение базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, в соответствие с действующим законодательством.
Причиной приведения базы данных в соответствие с требованием действующего законодательства являлось то, что информация о всех сотрудниках рассмотренных на заседании ЦЖБК ГУ 08.11.2012 была внесена в базу данных по дате принятия решений ЦЖБК ГУ (т.е. по дате протокола ЦЖКБ ГУ МВД России по АК 08.11.2012) и согласно стажу службы сотрудников, а не по дате принятия правового акта утверждающего решение о принятии на учет (распоряжение ГУ МВД России по АК от 21.11.2012 N 148).
В связи с тем, что решения о постановке на учет по всем сотрудникам, рассмотренным 08.11.2012, были приняты ЦЖБК ГУ МВ России по АК в один день, но с оформлением двух протоколов от указанной даты с учетом того, что часть из них относится к категории штатных негласных сотрудников, протоколы были утверждены разными распоряжениями ГУ (от 16.11.2012 N1сс и от 21.11.2012 N148).
При формировании базы данных, информация о всех вышеуказанных сотрудниках вносилась исходя из стажа их службы, без учета дат распоряжений, утверждающих данные протоколы. В результате чего, в списке очередности часть сотрудников с большим стажем службы, у которых дата распоряжения, утверждающего протокол о постановке на учет более поздняя располагалась впереди сотрудников с меньшим стажем службы, у которых дата распоряжения о постановке на учет более ранняя.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение ответчика является незаконным, так как нарушает права истца, поскольку порядок присвоения(изменения) сотруднику номера очереди для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты правовых актов, утверждающих решение комиссии, противоречит вышеизложенным правовым нормам.
При этом судебная коллегия отмечает, что ссылка на приказ МВД России от 30.03.2012 N 207 "О порядке формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета", которым утвержден порядок формирования автоматической базы по ведению учета, вышеизложенных выводов не опровергает, поскольку Правила предоставления такой социальной выплаты утверждены нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, нежели указанный приказ.
Восстановление нарушенных прав истца должно быть произведено в виде изменения учетного номера истца на первоначально присвоенный.
Доводы ГУ МВД России по Алтайскому краю о ненадлежащем ответчике со ссылкой на п.4 Правил не могут быть приняты во внимание, поскольку из положений пункта 10 Правил, во взаимосвязи с положениями пункта 22 Правил следует, что основанием для принятия руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел решения в порядке пункта 4 Правил о предоставлении единовременной выплаты является решение комиссии о предоставлении единовременной выплаты, принятое на основании данных учетного дела, которое заводится на каждого сотрудника, поставленного на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем конкретные заявленные истцом требования правомерно предъявлены к ГУ МВД России по Алтайскому краю.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика пояснила, что без изменения учетного номера истца, он бы получил уже выплату.
Возложение на ответчика обязанности предоставить Марнопольскому А.А. единовременную социальную выплату в порядке очередности при установлении судом факта нарушения его права ответчиком на своевременное получение данной выплаты не противоречит п.4 Правил и не подменяет решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что бюджетные ассигнования на 2015 год были освоены в 2015году. В связи с чем ставить в зависимость от поступления бюджетных ассигнований на 2015г. очередность предоставления единовременной выплаты истцу нецелесообразно. Данные слова подлежат исключению из резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 января 2016 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Исключить из абзаца 5 резолютивной части решения Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 января 2016 слова " на момент поступления ответчику бюджетных ассигнований на 2015 год".
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.