Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика ГУ - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2015 года, на дополнительное решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 октября 2015 года по делу
по иску прокурора г.Бийска в интересах И.О,И. к ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ", Филиалу N 6 ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования" о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Бийска обратился в суд с иском в интересах И.О,И. к указанным ответчикам о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации.
В обоснование иска указано, что И.О,И. является инвалидом 1 группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации и имеет право на получение данных средств реабилитации, к которым относятся: подгузники для взрослых, размер "М", дневной и ночной мочеприемник, очиститель для кожи, ножной и прикроватный мочеприемник, ремешки для укрепления мочеприемников к ноге, катетер для нефростомы.
27 августа 2014 года и 24 марта 2015 года И.О,И. обратилась в филиал *** ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации, однако технические средства истцу выданы не были, что является нарушением ее прав.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор, с учетом уточнения, просил возложить на ответчика обязанность обеспечить И.О,И. техническими средствами реабилитации: подгузниками для взрослых "М", в количестве, установленном индивидуальной программой реабилитации, за период с 24 марта 2015 года до момента вынесения судебного решения; дневными и ночными мочеприемниками, в количестве, установленном индивидуальной программой реабилитации, за период с 19 декабря 2014 года до момента вынесения судебного решения; ремешками для крепления мочеприемников к ноге в количестве, установленном индивидуальной программой реабилитации, за период с 01 апреля 2015 года до момента вынесения судебного решения; очистителем для кожи во флаконе, в количестве, установленном индивидуальной программой реабилитации, за период с 24 марта 2015 года до момента вынесения судебного решения; катетером для нефростомы: системой для нефростомии N 2 в количестве двух штук.
Определением суда от 24 августа 2015 года на основании заявления прокурора г.Бийска и И.О,И., прекращено производство по делу в части разрешения исковых требований об обязании предоставить И.О,И. технические средства реабилитации: подгузники для взрослых "М", в количестве, установленном индивидуальной программой реабилитации, за период с 24 марта 2015 года до момента вынесения судебного решения, дневные и ночные мочеприемники, в количестве, установленном индивидуальной программе реабилитации, за период с 19 декабря 2014 года до момента вынесения судебного решения, ремешки для крепления мочеприемников к ноге в количестве, установленном индивидуальной программой реабилитации, за период с 01 апреля 2015 года до момента вынесения судебного решения, очиститель для кожи во флаконе, в количестве, установленном индивидуальной программой реабилитации, за период с 24 марта 2015 года до момента вынесения судебного решения.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2015 года на ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ" возложена обязанность предоставить И.О,И. в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации техническое средство реабилитации - катетер для нефростомы: Система (с катетером) для нефростомии *** в количестве 2 штук.
С ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ" взыскана государственная пошлина в доход городского округа муниципальное образование г.Бийск в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что в настоящее время объем финансирования из федерального бюджета расходов для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не достаточен для удовлетворения потребности всех нуждающихся в технических средствах реабилитации. Данное обстоятельство препятствует своевременному инициированию процедур отбора поставщиков для поставки технических средств реабилитации в необходимом объеме. Фонд социального страхования РФ производит обеспечение нуждающихся граждан техническими средствами реабилитации (изделиями) исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств, вывод суда об обратном, не основан на нормах законодательства.
Вывод суда о том, что И.О,И. не получает меры социальной поддержки в период с августа 2014 года и в течение 2015 года, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В 2014, 2015 годах осуществлялось обеспечение И.О,И. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации *** от 27 августа 2014 года *** от 16марта 2015 года, согласно которым И.О,И. были рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе катетеры для нефростомы.
В соответствии с уведомлением, на основании заявления от 24 марта 2015 года, И.О,И. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, что подтверждает ее право на получение рекомендованных технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. Однако на дату обращения И.О,И. с заявлением об обеспечении катетерами для нефростомы: система (с катетером) для нефростомы N 2 (24 марта 2015 года), поставщик указанных средств реабилитации определен не был.
Поскольку обеспечение заявителей техническими средствами реабилитации связано от поступления средств федерального бюджета, от законодательного запрета на размещение новых государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, от длительности процедуры заключения государственных контрактов, то выдать направление И.О,И. на получение рекомендованных катетеров в пределах срока установленного законодательством не представлялось возможным
Потребность в предоставлении аналогичных технических средств имеется и у других лиц, подавших соответствующие заявления. Внеочередное обеспечение И.О,И. техническими средствами, нарушает права граждан, ранее обратившихся с аналогичным заявлением.
Прокурором не представлено доказательств того, что ответчиком допущено бездействие при обеспечении И.О,И. катетерами для нефростомы и неисполнении обязанности по ее обеспечению, как и доказательств того, что обязательство по ее обеспечению ответчик считает исполненным или прекращенным.
Считает, что в случае, если технические средства реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду, то гражданин может купить его самостоятельно и получить компенсацию в установленном законодательством размере. При этом, его право на обеспечение не будет нарушено.
Удовлетворяя требование прокурора о присуждении к исполнению обязанности предоставить И.О,И. катетеры в количестве 2 штук, суд не установилпериод, за который эта обязанность должна быть исполнена.
Бийским городским судом Алтайского края 29 октября 2015 года принято дополнительное решение в части указания периода, за который следует возложить на ответчика обязанность предоставить И.О,И. катетер для нефростомы: Системы (с катетером) для нефростомии N 2 в количестве 2 штук - с 24 марта 2015 года, до момента вынесения судебного решения, то есть до 24 августа 2015 года.
В дополнение апелляционной жалобе ответчиком указаны аналогичные доводы, что и в основной апелляционной жалобе.
В письменном возражении на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор А.О.А. просила решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции процессуальный истец прокурор Б.М.И. полагала принятое судом решение законным и обоснованным, представитель ответчика М.Е.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ, Закон) регламентируют отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст.2 Закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст.9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Согласно ст.10 Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Положениями ст.11.1 данного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования.
Разрешая спор по существу, руководствуясь приведенными правовыми нормами, исходя из того, что обстоятельства непредоставления И.О,И. указанных в решении суда технических средств реабилитации установлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и в решении от 24 августа 2015 года возложил на ответчика обязанность по предоставлению катетера для нефростомы: Система (с катетером) для нефростомии N 2 в количестве 2 штук.
Как следует из материалов дела, И.О,И., 27 марта 1981 года рождения, является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (карта *** к акту освидетельствования *** от 27 августа 2014 года) и индивидуальной программе реабилитации инвалида (карта *** к акту освидетельствования *** от 16 марта 2015 года) И.О,И. к выдаче полагаются, в том числе, катетер для нефростомы: Система (с катетером) для нефростомии N2. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением указанных технических средств - бессрочно. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является ФСС (л.д.14-15, 20-21).
27 августа 2014 года и 24 марта 2015 года И.О,И. обратилась в филиал N 6 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении ее указанными техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальными программами (л.д.13, 19).
Материалы дела не содержат сведений о том, что И.О,И. на момент рассмотрения дела была обеспечена указанными средствами реабилитации. А из имеющихся в деле актов сдачи-приемки товара, направлений на получение средств реабилитации, в опровержение доводов апелляционной жалобы, следует, что И.О,И. была обеспечена иными средствами реабилитации, в отношении которых производство по делу было прекращено.
Следовательно, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционных жалоб, указывающие на то, что необеспечение И.О,И. техническими средствами реабилитации связано с длительностью процедуры отбора поставщиков технических средств реабилитации и несвоевременным поступлением в распоряжение регионального отделения бюджетных ассигнований, на правильность постановленного решения не влияют, так как финансирование расходов, предусмотренных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, осуществляется за счет бюджетных ассигнований Фондом социального страхования РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг (ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ, п.16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N240).
Принимая во внимание, что ответчиком не оспаривается право И.О,И. на получение таких технических средств, то ей не может быть отказано в предоставлении технического средства реабилитации в связи с недостаточностью поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации.
Не влекут отмену решения доводы жалоб со ссылкой на то, что действующее законодательство допускает возможность приобретения инвалидом или его представителем соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией понесенных расходов, поскольку приобретение такого технического средства реабилитации является правом, а не обязанностью инвалида.
Не принимаются во внимание судебной коллегией доводы жалоб со ссылкой на приведенные в ней определения Верховного Суда Российской Федерации, о том, что обеспечение истца катетером для нефростомы нарушает права других инвалидов, их получающих и вставших на очередь ранее И.О,И., поскольку правоотношения, которые являлись предметом рассмотрения Верховного суда Российской Федерации, отличны от правоотношений сторон по настоящему делу. В отличии от предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, предоставление И.О,И. средствами реабилитации обусловлено необходимостью периодического их использования в связи с состоянием здоровья.
Вместе с тем, правильно применив материальный закон, и верно установив обстоятельства по делу, судебная коллегия считает, что при принятии дополнительного решения, в соответствии с которым установлен период, за который на ответчика возложена обязанность предоставить И.О,И. катетер для нефростомы: Системы (с катетером) для нефростомии N2 в количестве 2 штук, суд первой инстанции, в нарушение требований процессуального законодательства, вышел за пределы заявленных истцом требований, что влечет отмену дополнительного решения суда от 29 октября 2015 года.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
Как следует из материалов гражданского дела, первоначально прокурор обратился с исковыми требованиями о возложении на ответчика обязанности предоставить И.О,И. средства реабилитации, в частности, катетеры для нефростомии: системой для нефростомии N2.
В ходе рассмотрения дела, уточнив исковые требования, прокурор просил суд обязать ответчика предоставить И.О,И. средство реабилитации катетер для нефростомы: система (с катетером) для нефростомии N2 в количестве 2 штук (л.д.72 протокола судебного заседания от 24 августа 2015 года).
Решением суда от 24 августа 2015 года требования прокурора были удовлетворены, судом постановлено обязать ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ" предоставить И.О,И. в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации техническое средство реабилитации - катетер для нефростомы: Система (с катетером) для нефростомии N 2 в количестве 2 штук.
Судебная коллегия полагает, что данное решение суда принято обоснованно, поскольку непредоставление длительный период необходимых технических средств, свидетельствует о безусловном нарушении прав инвалида.
Вместе с тем, принимая 29 октября 2015 года дополнительное решение, суд в резолютивной части решения возложил обязанность на ответчика предоставить указанное выше средство реабилитации, при этом установив период с 24 марта 2015 года до момента вынесения судебного решения, то есть до 24 августа 2015 года, за который средство реабилитации должно быть предоставлено И.О,И.
Однако, истцом требования о предоставлении катетеров за определенный период не заявлялись, следовательно, судом при принятии дополнительного решения, разрешены требования, которые не были заявлены ни прокурором, ни материальным истцом, и которые не являлись предметом спора.
В данном случае суд вышел за пределы заявленных требований, а потому дополнительное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, в связи с нарушением норм процессуального права.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ГУ - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на дополнительное решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 октября 2015 года удовлетворить.
Дополнительное решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 октября 2015 года отменить.
Апелляционную жалобу ответчика ГУ - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Судья Штополь Ю.В. Дело N33-4201/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
12 апреля 2016 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика ГУ - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2015 года, на дополнительное решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 октября 2015 года по делу
по иску прокурора г.Бийска в интересах И.О,И. к ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ", Филиалу N 6 ГУ "Алтайское региональное отделение фонда социального страхования" о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ГУ - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на дополнительное решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 октября 2015 года удовлетворить.
Дополнительное решение Бийского городского суда Алтайского края от 29 октября 2015 года отменить.
Апелляционную жалобу ответчика ГУ - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.