Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
с участием прокурора Шелудько И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 29 февраля 2016 года по делу
по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Литвиновой Т. Н. к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края о признании права на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Литвинова Т.Н. работала воспитателем детского сада колхоза "данные изъяты" "данные изъяты"" "данные изъяты" (в последующем реорганизован в колхоз "данные изъяты").
С ДД.ММ.ГГ Литвиновой Т.Н. является получателем пенсии по выслуге лет.
ДД.ММ.ГГ Литвинова Т.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решением Управления социальной защиты населения по Калманскому району Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Литвиновой Т.Н. отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки по причинам недостаточности стажа педагогической работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также неполучения мер социальной поддержки на момент выхода на пенсию.
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах Литвиновой Т.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края о признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности и об обязании назначить компенсацию расходов со дня вынесения решения суда.
В обоснование требований указал, что размер педагогического стажа материального истца составляет более 10 лет, поскольку действовавшее в период трудовой деятельности Литвиновой Т.Н. законодательство не ограничивало круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на меры социальной поддержки, организационно-правовой формой образовательного учреждения, и не предусматривало в качестве отказа в предоставлении мер социальной поддержки отсутствие документов, свидетельствующих об их получении на момент выхода на пенсию, в связи с чем Литвинова Т.Н. имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 29.02.2016 исковые требования удовлетворены и постановлено.
Признать за Литвиновой Т. Н. право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, как пенсионеру - педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.
Обязать Управление социальной защиты населения по Змеиногорскому району назначить Литвиновой Т. Н. компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня принятия настоящего решения.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, жалобу рассмотреть в отсутствие его представителя. В качестве оснований для отмены судебного постановления указал, что в качестве оснований для назначения мер социальной поддержки педагогическим работникам, находящимся на пенсии, в виде компенсации оплаты жилого помещения, отопления и освещения, необходимо наличие трех обстоятельств: трудового стажа не менее 10 лет в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), работа в указанных образовательных учреждениях непосредственно перед выходом на пенсию в должности, дающей право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, и получение указанных мер на момент выхода на пенсию. В данном случае детский сад колхоза "данные изъяты"" "данные изъяты" являлся ведомственным учреждением, в связи с чем стаж работы в такой организации не подлежал учету при назначении мер социальной поддержки. Кроме того, Литвиновой Т.Н. не представлены доказательства получения мер поддержки на момент выхода на пенсию, а показания свидетеля Л.В.Н. таких обстоятельств не подтверждают.
В судебном заседании прокурор Шелудько И.Э. против доводов жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора, участвующего в деле, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовою оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции, установив вышеназванные по делу обстоятельства, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что на момент выхода на пенсию Литвинова Т.Н. имела общий педагогический трудовой стаж в сельской местности более 10 лет, в который входит период работы воспитателем детского сада колхоза "данные изъяты", поскольку действовавшее на момент трудовой деятельности материального истца законодательство не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривало в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, основанными на законе и представленных в материалах дела доказательствах, соглашается, а доводы жалобы об обратном находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с п.п. "е" и "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст.21 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГ, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных этим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.8 ст.47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании", действовавшим до ДД.ММ.ГГ, образовательным признавалось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.
Согласно ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2010 N439-ФЗ "О внесении изменений в ст.ст.52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 N439-ФЗ).
Во исполнение ст.55 Закона РФ "Об образовании" принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 N88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановления Администрации Алтайского края от 07.12.2009 N515 и от 29.02.2012 N99).
Согласно названным правовым актам в Алтайском крае с ДД.ММ.ГГ компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с ДД.ММ.ГГ при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
В силу п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГ, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Между тем, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрено действующим законодательством, а также закреплялось и в ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ (включая воспитателей), в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 N246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (п.1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 04.05.1971 N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подп. "б" п.6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет).
В соответствии с п.23 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 24.05.1982 N437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" действие Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 N246 и подп. "б" п.6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 N255 распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Литвинова Т.Н. работала воспитателем детского сада колхоза "данные изъяты" (в последующем реорганизован в колхоз "данные изъяты"), что сторонами по делу не оспаривается. При этом, вопреки доводам жалобы, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, что необходимо при правовом регулировании мер социальной поддержки соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 1 декабря 2005 г. N 521-О, от 2 апреля 2009 г. N 553-О-П), а также то, что действовавшее в период работы истца воспитателем в колхозе "данные изъяты" законодательство не ограничивало круг педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, организационно-правовой формой образовательного учреждения (в том числе дошкольного), суд первой инстанции обоснованно учел период работы Литвиновой Т.Н. в колхозе в качестве педагогического стажа, необходимого для назначения мер социальной поддержки.
Обстоятельство того, что в период трудовой деятельности Литвинова Т.Н. пользовалась льготами как педагогический работник - коммунальные услуги оплачивались колхозом, которому государство в последствие возмещало затраты (до ДД.ММ.ГГ года - затем отменены по причине отсутствия денежных средств), установлены судом первой инстанции из показаний свидетеля Л.В.Н. (также работавшей воспитателем и заведующей в детском саду в колхозе).
Довод апелляционной жалобы о том, что стороной истца не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих получение Литвиновой Т.Н. на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а показания свидетеля Л.В.Н. таких обстоятельств не подтверждают, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку иным способом, помимо свидетельских показаний, подтверждение данного факта невозможно ввиду отсутствия соответствующих документов в "данные изъяты" " "данные изъяты"", а также в архивном отделе администрации Змеиногорского района. Ненадлежащее исполнение обязанностей работодателем по учету и архивированию информации о своей деятельности не может повлечь негативные последствия для работника, действовавшего добросовестно. Оценка представленным в материалы дела доказательствам дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств отражены в решении, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает. Кроме того, как верно указано судом, действовавшее в спорный период законодательство, не обуславливало право на получение пенсионерами льгот, наличием (отсутствием) документа, подтверждающего получение компенсации в период трудовой деятельности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что трудовой стаж Литвиновой Т.Н. в качестве педагогического работника в сельской местности составляет более 10 лет, на момент выхода истца на пенсию действовало законодательство, предусматривающее льготное обеспечение педагогов, во время трудовой деятельности она имела соответствующие компенсации, а также право на них как педагогический работник дошкольного учреждения, расположенного в сельской местности, в которой продолжает проживать в настоящее время, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Поскольку все доводы жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного постановления суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержат.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Змеиногорскому району Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.