Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.,
судей Смирновой О.В. и Фроловой Т.Е.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фархутдинова Ш.М. к Фархутдиновой Л.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
по апелляционной жалобе Фархутдинова Ш.М. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фархутдинов Ш.М. обратился в суд с иском к Фархутдиновой Л.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
В обоснование исковых требований указала, что дата им было зарегистрировано единоличное право собственности на однокомнатную квартиру по адресу адрес которая является для истца единственным жильем.
По утверждению истца, дата он временно зарегистрировал в данном жилом помещении свою бывшую супругу Фархутдинову Л.А. по ее просьбе, однако сразу же после постановки на регистрационный учет по указанному адресу ответчица добровольно выехала на иное место жительства, заявив истцу об отсутствии у нее намерений проживать в приведенной квартире.
Каких - либо попыток по вселению в приведенную квартиру ответчица, по мнению истца, не предпринимала, в оплате коммунальных услуг не участвует, принадлежащие ей вещи в данном жилом помещении отсутствуют.
Также указал, что, несмотря на приведенные выше обстоятельства, Фархутдинова Л.А. зарегистрирована в принадлежащей ему квартире до настоящего времени, сняться с регистрационного учета по адресу адрес отказывается.
Полагая свои права нарушенными, просил суд признать Фархутдинову Л.А. утратившей право пользования данным жилым помещением и обязать отдел УФМС России по Республике Башкортостан в Октябрьском районе г. Уфы снять ее с регистрационного учета по адресу адрес
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении данных требований истца было отказано.
В апелляционной жалобе Фархутдинов Ш.М. просит приведенное решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам искового заявления. По утверждению подателя жалобы, суд не принял во внимание те обстоятельства, что семейные отношения между сторонами юридически и фактически прекращены в связи с неэтичными поступками Фархутдиновой Л.А. по отношению к Фархутдинову Ш.М.; членом семьи истца ответчица не является, какой-либо договор, предметом которого является пользование жилым помещением и иное соглашение между сторонами не достигнуто; против проживания ответчицы в данном жилом помещении истец возражает; уплачивать начисленные на нее коммунальные платежи не намерен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, заслушав Фархутдинова Ш.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Фархутдинову Л.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В пунктах 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Так, из материалов дела следует, что дата было зарегистрировано единоличное право собственности Фархутдинова Ш.М. на однокомнатную квартиру по адресу адрес, в которой истец зарегистрирован и проживает с дата до настоящего времени (л.д. 9-11).
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что дата на регистрационный учет по данному адресу с согласия истца была принята его бывшая супруга Фархутдинова Л.А. (брак расторгнут дата), которая в приведенной квартире в настоящее время не проживает (л.д. 11,12).
Разрешая спор, суд исходил из того, что вселение ответчицы в спорную квартиру и ее постановка на регисрационный учет по адресу адрес были произведены с согласия истца, она участвовала в оплате коммунальных платежей, выезд Фархутдиновой Л.А. из данного жилого помещении носил вынужденный характер и был обусловлен конфликтными отношениями с Фархутдиновым Ш.М., ответчица неоднократно предпринимала попытки по вселению в приведенную квартиру, иного жилого помещения на праве собственности либо пользования не имеет.
На основании изложенного, суд посчитал возможным в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
С приведенными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Так, согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Круг членов семьи собственника определяется по правилам ст. 31 ЖК РФ.
Положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака) могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Таким образом, из содержания названных правовых норм следует, что в основе права пользования жилым помещением лиц, проживающих в принадлежащем гражданину на праве собственности жилом помещении, лежат их семейные отношения с собственником. Поэтому в случае прекращения семейных отношений прекращается право пользования жилым помещением.
Факт регистрации в жилом помещении сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав, в частности, не может служить основанием приобретения права на жилое помещение, не свидетельствует о фактическом вселении и вселении с целью постоянного проживания в качестве члена семьи.
Согласно статье 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что между сторонами сложились неприязненные отношения; семейные отношения, которые в числе прочего характеризуются взаимным уважением и взаимной заботой, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, между сторонами отсутствуют; истец, являясь единоличным собственником спорного жилого помещения, членом своей семьи ответчицу не признает, против ее проживания в данной квартире возражает.
Какой-либо договор, предметом которого является пользование жилым помещением и иное соглашение между сторонами не достигнуто.
Кроме того, с дата ответчица в спорной квартире не проживает, ее вещи в данном жилом помещении отсутствуют, документов в подтверждение личной оплаты ответчицей коммунальных услуг в материалы дела не представлено.
Более того, в ходе рассмотрения данного спора судом апелляционной инстанции Фархутдинова Л.А. пояснила, что проживает у детей, имеет в собственности представленный для строительства индивидуального жилого дома земельный участок с возведенными на нем баней и срубом.
Таким образом, принимая во внимание, что Фархутдинов Ш.М. и Фархутдинова Л.А. совместного хозяйства не ведут, фактически проживают разными семьями и имеют раздельный бюджет, ответчица расходы по оплате коммунальных услуг по спорной квартире не несет, выехала из квартиры, семейные отношения прекращены, Фархутдинова Л.А. имеет для проживания другое жилое помещение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчицу следует признать прекратившей право пользования спорным жилым помещением и снять с регистрационного учета.
Каких - либо обстоятельств, свидетельствующих о возможности сохранения за Фархутдиновой Л.А. права пользования спорным жилым помещением на определенный срок, возложения на истца обязанности обеспечить ответчика другим жилым помещением, судебной коллегией не установлено; в спорной квартире имеется только ... жилая комната, стороны не приходятся друг другу родственниками и членами одной семьи, являются разнополыми, состоят в конфликтных отношениях.
Само по себе намерение Фархутдиновой Л.А. проживать в спорной квартире основанием для ограничения прав Фархутдинова Ш.М. как собственника квартиры по адресу адрес не является, о необоснованности заявленных им требований не свидетельствует.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Фархутдинова Ш.М., признании Фархутдиновой Л.А. прекратившей право пользования спорным жилым помещением и снятии с регистрационного учета по адресу адрес
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Фархутдинова Ш.М. к Фархутдиновой Л.А. о признании прекратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Фархутдинову Л.А. прекратившей право пользования жилым помещением по адрес и снять ее с регистрационного учета по данному адресу.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи О.В. Смирнова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Л.А. Шакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.