Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Милютина В.Н.,
судей: Мугиновой Р.Х.,
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата которым постановлено:
Исковое заявление ФИО11 к Администрации городского округа г. Уфа удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... площадью N ... кв.м., расположенного по адресу: адрес и направить для подписания истцам с определением долей в праве общей долевой собственности: ФИО12 - N ... ФИО13 - N ... , ФИО14. - N ... , ФИО15 - N ...
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х.., судебная коллегия
установила:
ФИО16 обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа об обязании Администрацию ГО г. Уфа подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... площадью N ... кв.м., расположенного по адресу: адрес, и направить истцам для подписания по тем основаниям, что являются собственниками жилых домов, расположенных на земельном участке по адресу: адрес. дата истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, на которое Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа ответило отказом, т.к. земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Истцы просили суд обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м., расположенного по адресу: адрес и направить ФИО22 для подписания, определив их доли в следующем порядке: ФИО18 N ... доли, ФИО19 - N ... доли, ФИО20 - N ... доли, ФИО21 - N ... доли.
Судом постановлено приведённое решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить, указав, что требования истцов могут привести к невозможности исполнения решения суда, т.к. доли на испрашиваемый земельный участок собственников здания определены не в соответствии с долями домовладения; истцами не было представлено никаких доказательств наличия согласия остальных пользователей на предоставление земельного участка в общую долевую собственность в каких-либо долях и фактически сложившихся границах, удостоверенные надлежащим образом. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий и входит в число земель зарезервированных для государственных и муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, в связи с чем, предоставление в собственность земельного участка не представляется возможным.
В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации городского округа г.Уфа, ФИО23 поддержавшую доводы жалобы, представителя ФИО24 ФИО25 возражавшую против апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных со строительством, реконструкцией объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В силу подп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находящийся в собственности истца, обладающего правом на приобретение спорного земельного участка в собственность, в случае его ограничения в оборотоспособности, в том числе, в случае его резервирования для муниципальных нужд, может быть предоставлен только в аренду без проведения торгов как предусмотрено приведенными положениями ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцы являются собственниками жилых домов, расположенных на земельном участке по адресу: адрес
дата истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, на которое Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа ответило отказом, т.к. земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия ... N N ... от дата г. ФИО26 является собственником жилого дома литер ... , расположенного по адресу: адрес (л.д.9).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия ... N N ... от дата г. ФИО27 является собственником ... доли жилого дома литер ... расположенного по адресу: адрес (л.д.10).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия ... N N ... от дата г. ФИО28 является собственником N ... доли жилого дома литер ... расположенного по адресу: адрес
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия ... N N ... от дата г. ФИО29 является собственником N ... доли жилого дома литер ... , расположенного по адресу: адресСогласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером N ... он имеет площадь N ... кв.м, вид разрешенного использования - под жилую застройку индивидуальную.
В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, ... истцы обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... в собственность бесплатно, а также в порядке выкупа.
На указанные обращения истца Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдан отказ в предоставлении земельного участка в собственность.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ФИО30 исходил из того, что право собственника здания на выкуп земельного участка не может быть ограничено, земельный участок используется правомерно, с землепользователями смежных соседних участков составлен акт согласования границ.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета положений земельного законодательства о резервировании земель.
Согласно решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ... земельный участок с кадастровым номером ... включен в число зарезервированных в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд исходя из проекта планировки жилого района ... районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Срок резервирования установлен до ... года.
Согласно решению Совета городского округа г. Уфа за N ... от в ред. от ... года испрашиваемый истцами земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до ... года. Данное решение опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" за N ... от ... года.
Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа предписано в течение 30 рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки. Согласно указанного отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сообщает, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации.
При этом регистрационная служба ссылалась на статью 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Регистрационная служба указывала также, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон. Пунктом 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ... года отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения от ... года об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков. При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, со стороны администрации г. Уфы соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
В то же время, требования о предоставлении спорного земельного участка в аренду истцами по настоящему делу не заявлялись.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требования истцов о предоставлении земельного участка в собственность за плату путем обязания ответчика подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка и направить его для подписания противоречит приведенным нормам 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок входит в земли, зарезервированные для муниципальных нужд сроком до ... г.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО31 к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес и направить для подписания истцам с определением долей в праве общей долевой собственности: ФИО32 - ... , ФИО33 ... , ФИО34 - ... ФИО35 - ...
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ... г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО36 к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес и направить для подписания истцам с определением долей в праве общей долевой собственности: ФИО37 - ... ФИО38 - ... ФИО39 ... , ФИО40 - ... , отказать.
Председательствующий В. Н. Милютин
Судьи Р. Х. Мугинова
Р. Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.