Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Голубевой И.В.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 февраля 2016 г., которым постановлено:
исковые требования Сударевой О.К. к администрации муниципального района Белорецкий район РБ о признании решения об отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по категории "члены семей погибших (умерших) инвалидов войны" незаконным, восстановлении на учете удовлетворить.
Признать решение главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ " ... " от " ... " незаконным.
Восстановить Судареву О.К. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по категории "Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны" с " ... "
Установить администрации муниципального района Белорецкий район РБ срок исполнения обязанности по восстановлению Сударевой O.K. на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории "Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны" - в течение " ... " со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сударева O.K. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ о признании решения об отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по категории "члены семей погибших (умерших) инвалидов войны" незаконным, восстановлении на учете. Требования мотивировала тем, что она состояла в зарегистрированном браке с Сударевым Е.М., который согласно удостоверению " ... ", выданным " ... " Белорецким ГВК БАССР, являлся ветераном Великой Отечественной войны. " ... " Сударев Е.М. умер. Она имеет статус вдовы участника ВОВ и относится к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки со стороны государства. В " ... " она обратилась в администрацию муниципального района Белорецкий район РБ с заявлением о включении ее в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий по категории "Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны". На основании заявления распоряжением администрации " ... " от " ... " она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма по категории Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны". " ... " распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ " ... "-р была снята с учета на основании ст.53 ЖК РФ, поскольку намеренно ухудшила жилищные условия. Истице принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... ", который она " ... " продала ФИО5 Продажа дома была связана с состоянием здоровья и преклонным возрастом, так как на тот момент ей было " ... " лет, она являлась инвалидом " ... " группы бессрочно, а также получила травму - " ... " после сложной операции нуждалась в посторонней помощи и уходе. В " ... " считая, что ее права нарушены, обратилась с заявлением в администрацию о восстановлении ее в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в удовлетворении заявления было отказано. Полагает данный отказ незаконным.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что действия Сударевой O.K. по продаже жилого дома свидетельствуют об ухудшении жилищных условий незадолго до подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, обжалуемый истицей ответ " ... " от " ... " не может считаться отказом, а является лишь ответом с разъяснением на обращение. При этом срок для обжалования распоряжения администрации муниципального района Белорецкий район РБ " ... " от " ... ", которым Сударева O.K. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, пропущен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Сударевой О.К. - ФИО6, ФИО7 полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит, решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В силу п. 1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статья 51 Жилищного кодекса РФ содержит перечень граждан, признающихся нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322. В соответствии с п. п. "б" пункта 1.4 указанного Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Республики Башкортостан нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Согласно пункту 1.5 данного Порядка обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан. Пунктами 2.1 - 2.5 Порядка установлено, то республиканский список граждан, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка (далее - республиканский список), формируется Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Минтруд РБ) на основании списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по форме, установленной Минтрудом РБ. Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) (отделы управлений труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан то району (городу) в районе (городе)) (далее - территориальный орган (отдел территориального органа) Минтруда РБ) запрашивают у администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Республиканский список формируется в хронологическом порядке исходя из даты принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в один день нескольких граждан очередность устанавливается в алфавитном порядке. Минтруд РБ ежегодно по состоянию на 1 января с учетом положений пункта 2.3 настоящего Порядка формирует уточненный республиканский список с указанием выбранной гражданином меры социальной поддержки, который утверждается приказом Минтруда РБ, и в месячный срок доводит его до Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госстрой РБ). Госстрой РБ на основании республиканского списка и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует проект сводного списка получателей мер социальной поддержки в очередном году (далее - сводный список) с указанием выбранной гражданином формы социальной поддержки.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добровольность участников гражданских правоотношений предполагаются (определение ВС РФ от 21.06.2011 г. N 2 В 11-1).
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела усматривается, что справкой о заключении брака " ... ", выданной " ... " отделом ЗАГС Белорецкого района и г.Белорецк Государственного комитета РБ по делам юстиции подтверждается, что Сударева O.K. с " ... " состояла в зарегистрированном браке с Сударевым Е.М. (л.д. 8).
Согласно удостоверению " ... ", выданному " ... " Белорецким ГВК БАССР, Сударев Е.М. являлся Ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 9).
" ... " Сударев Е.М. умер, что подтверждается свидетельством о смерти " ... " от " ... " (л.д. 10).
Истец Сударева O.K. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", что подтверждается соответствующим удостоверением и не оспаривается ответчиком.
Из паспорта Сударевой O.K., справки уличного комитета " ... " администрации муниципального района " ... " РБ и выписки из домовой книги, уматривается что Сударева O.K. проживает и зарегистрирована по адресу: " ... ". По указанному адресу проживают и зарегистрированы: Сударев И.Г., " ... " года рождения, Сударева О.С., " ... " года рождения, Сударев Я.И., " ... " рождения, Сударев Г.Е., " ... " года рождения (л.д. 7).
Собственником жилого помещения по адресу: " ... " является Сударев И.Г., площадь дома составляет " ... " кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП от " ... "(л.д. 62).
Распоряжением администрации муниципального района Белорецкий район РБ " ... "-р от " ... " Сударева O.K. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по категории "Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны" (л.д. 11).
Между тем, распоряжением администрации муниципального района Белорецкий район РБ " ... "-р от " ... " Сударева O.K. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ (л.д. 12).
" ... " Сударева O.K. обратилась в администрацию с заявлением, в котором выразила несогласие с тем, что она была снята с учета и просила поставить ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении. Документы как указала, в своем заявлении Сударева O.K. были собраны ей и находятся в администрации (л.д. 16).
" ... " главой администрации за N " ... " дан ответ Сударевой O.K. о том, что оснований для пересмотра имеющихся документов не имеется (л.д. 17).
" ... " между Сударевой O.K. и ФИО12 был заключен договор купли - продажи, согласно которому Сударева O.K. продала ФИО5 принадлежащий ей на праве собственности жилой дом общей площадью помещения " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... " (л.д. 15).
Поскольку Сударева O.K. является инвалидом " ... " группы по общему заболеванию (справка " ... " " ... " от " ... "( л.д. 13)), имеет преклонный возраст " ... " лет, соответственно нуждается в постороннем уходе в связи с чем проживает с сыном, обстоятельства связанные с продажей ею жилого дома, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, свидетельствующего о намеренном ухудшении своих жилищных условий с целью признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Сударева O.K. нуждается в жилье и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, восстановив её на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признав недействительным решение главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N " ... " от " ... " незаконным.
Довод жалобы о том, что Сударева О.К. намеренно ухудшила свои жилищные условия, судебной коллегией не принимается, поскольку факт намеренного ухудшения истицей своих жилищных условий не нашел своего подтверждения и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.
Продажа Сударевой О.К. принадлежащего ей жилого помещения и переезд к близким родственникам обусловлено объективными причинами (она является инвалидом " ... " группы по общему заболеванию, имеет преклонный возраст " ... " лет) и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намеренном ухудшении истицей своих жилищных условий.
Относительно довода ответчика о том, что обжалуемый истицей ответ " ... " от " ... " не может считаться отказом, а является лишь ответом с разъяснением на обращение, является необоснованным, поскольку Сударева O.K., учитывая наличие Распоряжения Главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от " ... " " ... "-р о снятии ее с учета в жилом помещении по договору социального, обратилась с заявлением о восстановлении на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в качестве вдовы ветерана ВОВ, в чем ей было отказано.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 16 февраля2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Белорецкий район республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф.Васильева
Судьи: И.В. Голубева
Т.Е.Фролова
Судья: Пиндюрина О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.