Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего МилютинаВ.Н. Мугиновой Р.Х.
Ткачевой А.А.
при секретаре Степановой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан МАХ. на решение Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:
Исковое заявление МАХ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за МАХ право собственности на земельный участок N ... , площадью N ... кв. м., кадастровый номер N ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МАХ. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок N N ... площадью N ... кв м, кадастровый номер N ... расположенный по адресу: адрес
В обоснование своих требований истец указал, что является членом ... ", что подтверждается справкой ... " и членской книжкой. За истцом закреплен земельный участок N ... площадью N ... кв.м., что подтверждается Заключением Правления ... описанием местоположения, кадастровый номер земельного участка N ... расположенный по адресу: адрес
Обращение истца от дата г. в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка N ... в ... " в собственность оставлено без удовлетворения.
Определением суда Управление земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа привлечено в качестве соответчика.
С учетом уточненного искового заявления, МАХ просил суд признать право собственности на земельный участок площадью N ... кв.м. с кадастровым номером земельного участка N ... расположенный по адресу: адрес для ведения садоводства.
Судом постановлено приведённое решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку земельный участок входит в число зарезервированных для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата г. N N ... а в силу п. 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земельного участка для муниципальных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В качестве оснований невозможности предоставления земельного участка также указано на то, что в силу ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участка, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, относятся к числу ограниченных в обороте.
МАХ в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылается на то, что регистрация ограничения прав на спорный земельный участок в связи с его резервированием не произведена, кадастровый паспорт не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий участка из оборота, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд.
В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Администрации городского округа г. Уфа МАХ поддержавшую доводы жалобы, возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных со строительством, реконструкцией объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В силу подп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с ЗК Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находящийся в собственности истца, обладающего правом на приобретение спорного земельного участка в собственность, в случае его ограничения в оборотоспособности, в том числе, в случае его резервирования для муниципальных нужд, может быть предоставлен только в аренду без проведения торгов как предусмотрено приведенными положениями ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, МАХ является членом ... что подтверждается справкой ... и членской книжкой (л.д.14).
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N N ... от дата членам ... предоставлены земельные участки в собственность для ведения садоводства (л.д.10).
За истцом закреплен земельный участок N N ... площадью N ... кв.м., что подтверждается Заключением Правления ... " и описанием местоположения, кадастровый номер земельного участка N ... , расположенный по адресу: адрес
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером N ... он имеет площадь N ... кв.м., вид разрешенного использования - для ведения садоводства (л.д.21).
В связи с необходимостью оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, дата г. МАХ обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером.
На указанные обращения истца Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдан отказ в оформлении испрашиваемого земельного участка в собственность (л.д.8).
Суд при разрешении спора, исходил из того, что заявитель обладает правом приватизации земельного участка, с чем судебная коллегия не может согласиться, поскольку на основании ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Согласно решению Совета городского округа г. Уфа за N N ... от в ред. от дата года испрашиваемый истцами земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до дата. Данное решение опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" за N N ... ) от дата года.
Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа предписано в течение N ... рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки. Согласно указанного отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сообщает, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого, просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации.
При этом регистрационная служба ссылалась на статью 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Регистрационная служба указывала также, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон. Пунктом 2 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата года отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения от дата года об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по Республики Башкортостан произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков. При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, со стороны администрации г. Уфы соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
Решение Совета городского округа г. Уфа за N N ... в ред. от дата года кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Истец по поводу предоставления ей земельного участка в собственность в администрацию г. Уфы обратилась дата года, то есть, после принятия Решения Совета городского округа г. Уфа за N N ... в ред. от дата года о резервировании земель.
Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд этот земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.
Не имеет значения для правильного разрешения спора то обстоятельство, что Постановлением администрации г. Уфы дата года N ... постановлено предоставить членам ... " земельные участки для ведения садоводства в собственность бесплатно, поскольку в этом постановлении имеется оговорка -"(согласно приложению 1)", каковым должен быть список садоводов, с указанием номеров садовых участков, однако, таких сведений материалы дела не содержат. Как следует из сведений, изложенных в представленном в материалы дела справки ... от дата года МАХ является членом ... пользуется участком N ... с дата со ссылкой в членской книжке на протокол N ... от дата года, однако, из договора купли-продажи испрашиваемого садового участка, состоявшегося между истцом и МАХ дата года и протокола собрания ... МАХ принят в члены ... только дата года (л.д.32, 33).
Кроме того, каких-либо сведений о том, что продавец испрашиваемого садового участка являлась членом ... равно как и обращение прежнего пользователя садового участка N ... заявлением о его приватизации до дата года в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан материалы дела также не содержат.
Из вышеизложенного следует, что судом неправильно применены нормы материального права, неверно определены обстоятельства имеющие значение для разрешения спора, выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным в судебном заседании, что, в соответствии с ст. 330 ГПК РФ, является основанием отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета положений земельного законодательства о резервировании земель.
Указанное выше решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата г. N ... принято в установленном порядке, опубликовано в официальном источнике, является действующим как на момент постановления решения, так и при апелляционном рассмотрении дела, и подлежит применению при разрешении настоящего спора.
Отсутствие необходимости государственной регистрации ограничений (обременений), возникающих из решения о резервировании для муниципальных нужд, подтверждается решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от дата г., постановленного по заявлению Муниципального образования городской округ г. Уфа Республики Башкортостан об оспаривании отказа в государственной регистрации ограничения (обременения) и обязании Управления Росреестра по Республике Башкортостан произвести государственную регистрацию ограничения (обременения).
В то же время, требований о предоставлении спорного земельного участка в аренду истцом не заявлялось.
Довод, приведенные в возражениях МАХ на апелляционную жалобу, повторяют мотивы и основания иска, каких-либо сведений, опровергающих невозможность применения к спорным правоотношениям запрета, установленного ст.ст. 27, 39.6, 39.16 ЗК Российской Федерации, не содержат.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований МАХ к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании за МАХ право собственности на земельный участок N ... площадью N ... кв. м., кадастровый номер N ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата г. отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований МАХ к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об признании за МАХ право собственности на земельный участок N N ... площадью N ... кв. м., кадастровый номер N ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: адрес отказать.
Председательствующий Милютин В.Н.
Судьи Мугинова Р.Х.
Ткачева А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.