Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Габитовой А.М.
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре М.Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 3 марта 2016 года, которым постановлено:
Исковое заявление М.А.К. удовлетворить.
Признать решение N15-4704 от 17 декабря 2015г. Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в присвоении М.А.К. звания "Ветеран труда" незаконным.
Признать за М.А.К. право на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан присвоить М.А.К. звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
установила:
М.А.К. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения N15-4704 от 17 декабря 2015г. об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязании присвоить звание "Ветеран труда".
В обосновании иска указано, что истец начал свою трудовую деятельность с 14 июля 1972 года, в настоящее время является пенсионером с трудовым стажем 41 год 9 месяцев 11 дней, согласно справке N1459234/15 от 02.11.2015 года ТО Пенсионного фонда РФ о страховом стаже застрахованного лица.
В апреле 1985 года М.А.К. был награжден Общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" на основании постановления Главвостоктрубопроводстрой и Башкирского обкома профсоюза рабочих нефтегазпрома N149/5 от 04.04.1985 г. и Почетной грамотой решением начальника строительно-монтажного управления N2 ордена Ленина треста Нефтепроводмонтаж.
Достигнув пенсионного возраста, истец обратился с заявлением в Министерство труда и социальной защиты Республики Башкортостан о присвоении знания "Ветеран труда" на основании наличия стажа свыше 40 лет, почетной грамоты за достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь 69-й годовщины Великого Октября и знака "Ударник одиннадцатой пятилетки".
Однако в присвоении звания "Ветеран труда" Министерством труда и социальной защиты Республики Башкортостан ему было отказано, в связи с тем, что указанные награды произведены не приказом министра (заместителя министра) соответствующей отрасли СССР или РСФСР, данные награды не являются основанием для присвоения звания Ветеран труда. Истец полагал данный отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным.
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения РБ ставится вопрос об отмене решения, указывая на его незаконность и необоснованность, вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ - В.Е.А., поддержавшую жалобу, представителя М.А.А. - Х.Ф.Р., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М.А.К. начал свою трудовую деятельность с 14 июля 1972 года, в настоящее время является пенсионером с трудовым стажем 41 год 9 месяцев 11 дней, согласно справке N1459234/15 от 02.11.2015 года ТО Пенсионного фонда РФ о страховом стаже застрахованного лица.
В апреле 1985 года М.А.К. был награжден Общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" на основании постановления Главвостоктрубопроводстрой и Башкирского обкома профсоюза рабочих нефтегазпрома N149/5 от 04.04.1985 г. и Почетной грамотой решением начальника строительно-монтажного управления N2 ордена Ленина треста Нефтепроводмонтаж. Запись о награждении знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" внесена в трудовую книжку истца. На момент рассмотрения дела судом обязанность по присвоению звания "Ветеран труда" возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
М.А.А. обратился с заявлением в Министерство труда и социальной защиты населения РБ о присвоении звания "Ветеран труда". Письмом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 17 декабря 2015 года N 15-4704 истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что награждение заявителя знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" произведено не приказом министра (заместителя министра) соответствующей отрасли СССР или РСФСР, вследствие чего данная награда не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с п. 111 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (Приложение N 8 к Постановлению Правительства РБ от 31.12.2004 г. N 272), в качестве иных ведомственных знаков указаны знак "Ударник ... пятилетки", почетные грамоты.
Согласно п. 3 Примечаний к Перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" принимается как основание для признания граждан ветеранами труда при условии, если награждение им произведено на основании приказа министра (заместителя министра) соответствующей отрасли СССР или РСФСР.
В соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки", утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25.09.1981 N П-8/289, единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств.
Согласно п. 2 указанного положения единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждаются колхозники, работники совхозов, других предприятий и организаций системы Министерства сельского хозяйства СССР - совместным решением управления (производственного управления) сельского хозяйства обл. (крайисполкома и областного (краевого) комитета профсоюза работников сельского хозяйства, работники предприятий и организаций, подчиненных обл. (край) исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, - совместным решением обл. (край) исполкома и областного (краевого) совета профсоюзов;
Ходатайства о награждении единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. В списках лиц, представляемых к награждению единым общесоюзным знаком, указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл. (край) исполкомы (п. 3 Положения).
Таким образом, в вышеуказанный период право награждения знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе профсоюзам. Иное толкование вышеуказанных норм законодательства приводит к существенному искажению целей поощрения знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" от имени государства, как особого вида благодарности за эффективный труд.
Исследовав обстоятельства дела и установив, что М.А.А. был награжден знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" на основании постановления Главвостоктрубопроводстроя и Башкирского обкома профсоюза рабочих нефтегазпрома N149/5 от 04.04.1985 г. и Почетной грамотой решением начальника строительно-монтажного управления N2 ордена Ленина треста Нефтепроводмонтаж в ноябре 1986 года., что соответствует требованиям законодательства, данный знак учрежден Центральным Комитетом КПСС, Советом Министерства СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанная награда является ведомственной наградой, и удовлетворил исковые требования М.А.А.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм действующего законодательства.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Апелляционная жалоба является несостоятельной, так как не содержит доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 3 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты населения РБ - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи: Габитова А.М.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.