Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Голубевой И.В. и Куловой Г.Р.
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Т Э.И. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан ФИО12, объяснения З Г.Ф., ее представителя Ш Ю.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З Р.Ф., З Г.Ф., действующая также в интересах несовершеннолетних детей З Р.Р., З Л.Р. обратились в суд с исковым заявлением, с уточнением в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления с учетом права детей на дополнительную площадь. В обоснование иска указано, что семья Зайнуллиных состоит из четырех человек, несовершеннолетние дети З Р.Р. и З Л.Р. являются инвалидами, страдают тяжелой формой хронических заболеваний и пользуются креслом -коляской. Распоряжением главы администрации Калининского района ГО г. Уфа N ... от датаг. З Г.Ф. с составом семьи из четырех человек поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке. Согласно заключению врачебной комиссии дети по состоянию здоровья имеют право на внеочередное предоставление жилья и правом на дополнительную жилую площадь. Полагают, что ответчиком нарушаются их права на жилище, гарантированные Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" поскольку по настоящее время жилое помещение ее семье не предоставлено. На основании изложенного просили обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, с учетом права детей на дополнительную площадь.
Обжалуемым решением суда исковые требования З Р.Ф., З Г.Ф., действующей в интересах несовершеннолетних детей З Р.Р., З Л.Р. к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма удовлетворены, на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить З Р.Ф., З Г.Ф., З Р.Р., З Л.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на дополнительную площадь, но не менее - ... кв.м общей площади.
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителем Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан Т Э.И. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что во внеочередной список граждан страдающих тяжелой формой хронического заболевания был включен только З Р.Р., в связи с чем право на предоставления жилого помещения имеет только З Р.Р. Кроме того З Р.Р. поставлен на учет после дата, в связи с чем, обеспечение его жилым помещением может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з (в редакции от 1 апреля 2010 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями ст. 40 (ч. 3) и 41 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 17).
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Таким образом, как правильно указал суд, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, гражданам страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 8 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ З Р.Р. З Л.Р., страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и право на дополнительную жилую площадь.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, З Г.Ф. распоряжением главы Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ N ... от дата включена в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, как семья имеющая детей инвалидов (один из детей пользуется коляской).
Заключением врачебной комиссии от N ... , выданной ГБУЗ Республики Башкортостан детская поликлиника N ... адрес З Л.Р. имеет диагноз: ... По состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.1 ст. 51, ч. 2 п. 3 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от дата N ... и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от дата N ...
Заключением врачебной комиссии от N ... от датаг., выданной Республиканской клинической психиатрической больницы N ... МЗ РБ, З Р.Р. установлен код заболевания ... и по состоянию здоровья он имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.1 ст.51, ч. 2 п. 3 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от дата N ... и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от дата N ...
Согласно справке о регистрации от дата N ... Зайнуллины зарегистрированы по адресу: адрес.
Учитывая, что истцы по настоящее время, не обеспечены жилым помещением, суд пришел к верному выводу о нарушении их прав, поскольку в соответствии с ч. 1 ст.51, п. 3 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства Российской Федерации от дата N ... З Р.Р. и З Л.Р. имеют право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья.
Согласно справкам территориального участка адрес ГУП БТИ РБ от
дата N ... , от дата N ... , от дата N ... , от дата N ... и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата N ... , N ... , N ... , N ... З Г.Ф., З Р.Ф., З Р.Р., З Л.Р. не имеют объектов недвижимости в собственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить истцам Зайнуллиным жилое помещение по договору социального найма, в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Доводы в жалобе о том, что во внеочередной список граждан страдающих тяжелой формой хронического заболевания был включен только З Р.Р., не могут быть приняты во внимание, поскольку, как следует из распоряжения главы Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ N ... р от датаг. З Г.Ф. включена в список граждан нуждающихся в улучшении нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма как семья, имеющая детей инвалидов.
Довод в апелляционной жалобе о том, что З Р.Р. поставлен на учет после дата, в связи с чем, обеспечение жилым помещением может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями, является необоснованным и опровергается вышеизложенным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199, 328 -329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан Т Э.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.