Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Скакуна А.И., Данилова А.Р.,
при секретаре Кононове С.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2016 года, которым по делу по административному иску Григорьевой В.А. к администрации муниципального образования "Усть-Янский улус (район)" Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неисполнению решения суда и требовании обязать устранить в полном объеме нарушения закона
постановлено:
В удовлетворении административного иска Григорьевой В.А. к администрации муниципального образования "Усть-Янский улус (район)" Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неисполнению решения суда от 20.03.2015 г. и обязании устранить в полном объеме нарушения закона - отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Григорьева В.А. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что решением суда от 20.03.2015 г. решение общественной комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получении жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, об исключении её из списка на получение социальной выплаты было признано незаконным. Общественная комиссия восстановила ее в данном списке, однако 27.11.2015 г. ею было получено извещение о том, что она включена в список граждан, не имеющих оснований для включения в сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 г. Основанием для этого явилось наличие у умершего супруга А., наследником имущества которого она является, доли в праве собственности на жилое помещение в г. ...
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласнен административный истец Григорьева В.А. В апелляционной жалобе она просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права, а также не исследованием судом представленных доказательств.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ оспариваемое действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону и нарушает права и свободы заявителя. Указанные условия по данному делу судом первой инстанции установлены не были.
Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее ФЗ N 125-ФЗ) было установлено право граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст.3 ФЗ N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан или органами местного самоуправления, которым законами субъектов Российской Федерации передано осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление жилищных субсидий, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879.
Согласно пунктам 2, 3 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся по месту их постоянного проживания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями.
Согласно пункту 17 Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по определенным категориям.
Из материалов дела видно, что решением Усть-Янского районного суда РС (Я) от 20.03.2015 г. было признано незаконным решение общественной комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, при МО "Усть-Янский улус (район)" в отношении Григорьевой В.А., которая была восстановлена в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Решение суда комиссией было исполнено: 19.06.2015 года Григорьева В.А. была восстановлена в списке граждан МО "Усть-Янский улус (район)", имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в планируемом году, с приложением документов общественной комиссией был направлен в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
31.08.2015 г. согласно п. 4.1 протокола N ... заседания комиссии Правительства РС (Я) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий РФ Григорьева В.А. не была включена в список граждан - получателей жилищных сертификатов в 2015 году.
Письмом Министерства труда и социального развития РС (Я) до глав муниципальных образований было доведено требование о доведении решения комиссии до каждого гражданина - участника подпрограммы, состоящего на учете в администрации муниципального образования улус (района), городского округа.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что неисполнение судебного решения Усть -Янского районного суда от 20.03.2015г. со стороны администрации МО "Усть-Янский улус" не выявлено, что права Григорьевой В.А. административным ответчиком не были нарушены.
Так, Григорьева В.А. была восстановлена в списке очередности граждан МО "Усть-Янкий улус (район)" имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, который административным ответчиком направлен на рассмотрение уполномоченного органа. Письмо Главы МО "Усть-Янский улус (район) о том что, Григорьева В.А. включена в список граждан, не имеющих основания для включения в сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2015 году, носит уведомительный характер.
В силу нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления за счет федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение жилья, в частности Постановления Правительства РС (Я) от 05.09.2006 N 410 (ред. от 02.07.2012) "О механизме предоставления государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из Республики Саха (Якутия)", принятие решений о включении или об отказе в включении граждан в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, утверждение единого списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера, списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году относятся к полномочиям Комиссии Правительства Республики Саха (Якутия).
Органы местного самоуправления муниципальных, городских округов Республики Саха (Якутия) не уполномочены принимать такие решения. Восстановив административного истца в списке очередности граждан МО "Усть-Янский улус (район)", имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и, направив его в комиссию Правительства РС (Я), орган местного самоуправления действовал в рамках своих полномочий и в соответствии с законом. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с утверждением истца о нарушении ее прав на получение жилищной субсидии ответчиком.
Таким образом, постановленное судом решение является законным и обоснованным, в связи с чем доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными, в силу чего отмену судебного постановления повлечь не могут.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2065 года по делу по административному иску Григорьевой В.А. к администрации муниципального образования "Усть-Янский улус (район)" Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неисполнению решения суда и требовании обязать устранить в полном объеме нарушения закона оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Оконешникова М.М.
Судьи: Скакун А.И.
Данилов А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.