Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Местникова С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ... СПК "Манчаары" Холмогорова А.Л. на постановление Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 01 апреля 2016 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Сельскохозяйственного потребительского кооператива "Манчаары",
п о с т а н о в л е н о:
Признать Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Манчаары" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности СПоК "Манчаары" (Майинский молочный комбинат), находящегося по адресу: ... , на срок 50 суток.
Срок административного приостановления деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива "Манчаары" (Майинский молочный комбинат) исчислять с момента составления протокола о временном запрете деятельности, то есть с 29 марта 2016 года.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, ... СХПК "Манчаары" Егорова А.З., ... СХПК "Манчаары" Холмогорова А.Л., ... СХПК "Манчаары" Колосовой Ю.И., суд
установил:
29 марта 2016 года ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Мегино-Кангаласском районе Т. в отношении СХПК "Манчаары" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ выразившееся в нарушении СПК "Манчаары" санитарных правил и гигиенических нормативов, в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
01 апреля 2016 года Мегино-Кангаласским районным судом РС (Я) вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с постановлением суда, ... СПК "Манчаары" обратился в Верховный суд РС (Я) с жалобой об отмене постановления суда и прекращении производства по делу, указывая на существенные процессуальные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, председатель СХПК "Манчаары" Егоров А.З. доводы жалобы поддержал в полном объеме и пояснил, что вина их не доказана, причинно-следственная связь между болезнью Н. сальмонеллезом и деятельностью СХПК "Манчаары" не имеется, при заборе смывов сальмонеллез не обнаружен. При составлении материала допущены существенные процессуальные нарушения. Приложенные доказательства получены с нарушением закона и подлежат исключению, лаборатория не аккредитована, определение о возбуждении дела и проведении расследования подписано неправомочным лицом, проверка проведена в отношении объектов, не являющихся предметом проверки. Программа производственного контроля имеется, нормативными актами не предусмотрено их согласование, санитарка имеется. Судом их позиция в судебном акте не отражена. Просит отменить постановление суда и прекратить производство по делу.
... СХПК "Манчаары" Холмогоров А.Л. доводы жалобы поддержал.
... СХПК "Манчаары" Колосова Ю.И. в ходе судебного заседания пояснила, что выявленный в кисломолочном продукте " ********" уровень бактерий группы кишечной палочки ниже установленной техническим регламентом допустимой нормы содержания микроорганизмов в кисломолочных продуктах. Кроме того, при санитарной обработке каждый раз готовят новый раствор, который по истечении времени теряет свои свойства. При заборе анализа образец был взят из остаточного раствора, который был приготовлен утром, поэтому по результатам анализа показало, что он не соответствует установленным требованиям.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.
Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет за собой привлечение лица к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.
В данном случае, как усматривается из материалов дела, на основании экстренного сообщения инфекционного отделения ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" об инфекционном заболевании, представляющим угрозу возникновения массовых случаев заболеваний среди населения, ... СПоК "Манчаары" Н. (сальмонеллез средней степени тяжести) ТО Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Мегино-Кангаласском районе было выдано направление N ... от 04.03.2016 на проведение санитарно-эпидемиологического обследования в очаге инфекционного заболевания и предписание N ... от 04.03.2016 о проведении экспертизы на микробиологические исследования ФФБУЗ "ЦГиЭ по РС (Я) в Мегино-Кангаласском районе" в производственном помещении СПоК "Манчаары". Проведение обследования согласно направлению поручено пом. врача - ... А.
09.03.2016 составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования ФФБУЗ "ЦГиЭ по РС (Я) в Мегино-Кангаласском районе".
Результатами лабораторных исследований от 16.03.2016, 17.03.2016 на смывах, полученных в производственном помещении СПоК "Манчаары", обнаружены БГКП, стафилококк, проба на дез.средство не соответствует заданной концентрации.
17.03.2016 определением N ... ведущего специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Мегино-Кангаласском районе Т. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования и 21.03.2016 произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
По результатам проверки в СПоК "Манчаары" Майинского молочного комбината установлены нарушения СанПиН 2.3.4.551-96 "Производства молока и молочных продуктов", утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.10.1996 N 23, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
29.03.2016 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ по выявленным нарушениям и постановлением суда СХПК "Манчаары" привлечен к административной ответственности по указанной статье.
Как следует из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения требует не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом процессуального порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из положения ч. 2 ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что одним из оснований для проведения выездной проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе информации от юридических лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 23.13 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ, от имени органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе главные государственные санитарные врачи по районам.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из анализа положений указанных правовых норм следует, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.3 КоАП РФ имеет право принимать главный государственный санитарный врач по району, протокол об административном правонарушении по указанной статье вправе составлять также главный государственный санитарный врач по району.
Между тем в данном случае определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N ... от 17.03.2016 и протокол об административном правонарушении от 29.03.2016 составлены иным должностным лицом неуполномоченным вышеуказанным законом на то, ведущим специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Мегино-Кангаласском районе.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из изложенного в соответствии с указанной нормой права, предусматривающей процессуальный порядок привлечения лица к административной ответственности, следует, что протокол об административном правонарушении, составленный неуполномоченным на то лицом не может быть принят как доказательство вины юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанное решение.
При таких обстоятельствах ВС РС (Я) находит незаконным и необоснованным постановление судьи первой инстанции о признании СХПК "Манчаары" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ, подлежащим отмене и считает правильным прекратить производство по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 01 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Сельскохозяйственного потребительского кооператива "Манчаары" отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда РС (Я): С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.