Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Местникова С.А. рассмотрев жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шоназарова Х.Ф. на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 09 марта 2016 г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Тухтабоева З.Т. угли, ********, поставленного на миграционный учет по адресу: ... , фактически проживающего по адресу: ... ,
постановлено:
Признать Тухтабоева З.Т. у., ********, без определенного места работы, виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Подвергнуть Тухтабоева З.Т. административному наказанию в виде штрафа в размере 2 00 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Штраф подлежит уплате не позднее одного дня со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Республике Саха (Якутия) (МВД по Республике Саха (Якутия); Наименование банка: ГРКЦ НБ Респ. Саха (Якутия) Банка России г. Якутск БИК 049805001, ИНН 1435054074, КПП 143501001, Расчетный счет 40101810100000010002, ОКТМО 98701 000 - (г. Якутск), КБК 188 116 900400 46 000 140.
До выдворения Тухтабоева З.Т. у. содержать в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия).
В течение 5 лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, а впоследствии до осуществления выплат административного штрафа в полном объеме, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тухтабоева З.Т.у., его защитника Шоназарова Х.Ф., суд,
установил:
09 марта 2016 года ст. УУП ОП N3 МУ МВД России РФ "Якутское" Г. в отношении гражданина ******** Тухтабоева З.Т.у. составлен протокол об административном правонарушении 012 N 0913741805, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившемся в нарушении Тухтабоевым З.Т. миграционного учета, был зарегистрирован по адресу: ... , но фактически проживал по адресу: ... , срок пребывания на территории РФ истек 07.01.2016 г., не выехал за территорию РФ в установленный законом срок.
09 марта 2016 года Якутским городским судом вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тухтабоев З.Т.у. обратился в Верховный суд РС (Я) с жалобой об отмене постановления, прекращении производства по делу.
В судебном заседании Тухтабоев З.Т.у. и его защитник Шоназаров Х.Ф. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просят отменить постановление Якутского городского суда от 09 марта 2015 года, прекратить производство по делу.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об изменении постановления Якутского городского суда РС (Я) по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (в ред. от 23.05.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 23.05.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
Согласно ст. 5 названного федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 13.3 указанного закона патент выдается на срок от одного до трех месяцев и этот срок может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
Из материалов дела установлено, что 09 марта 2016 года в 09 час. 00 мин. в ходе оперативно-профилактической операции "Нелегальный мигрант" был выявлен факт нарушения миграционного учета Тухтабоевым З.Т.у., который был зарегистрирован по адресу: ... , однако фактически проживал по адресу: ... , срок пребывания на территории РФ истек 07.01.2016 г., не выехал за территорию РФ в установленный законом срок.
Как следует из отрывного бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, Тухтабоев З.Т.у. встал на миграционный учет по вышеуказанному адресу, со сроком пребывания до 07.01.2016 г.
Вместе с тем, согласно миграционной карте серии N ... срок пребывания Тухтабоеву З.Т.у. установлен с 29.03.2015 по 26.06.2015 г., цель приезда обозначено - работа, согласно отметкам ТП УФМС России по РС(Я) в Мегино-Кангаласском районе на обороте миграционной карты зарегистрирован по адресу: ... , со сроком с 16.06.2015 г. по 07.07.2015 г., впоследствии продлен с 21.07.2015 г. по 07.09.2015 г., выдан патент на имя Тухтабоева З.Т.у. серии N ... с отметкой о профессии "подсобный рабочий".
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ в порядке, установленном настоящей статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее в настоящей статье - патент) иностранными гражданами, осуществляющими такую деятельность.
Согласно части 2, 3 ст. 227.1 НК РФ фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере 7056 рублей в месяц с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год в Республике Саха (Якутия).
Авансовый платеж при первоначальном получении патента должен быть уплачен до дня его выдачи, а последующие платежи для продления патента должны быть уплачены до дня окончания срока действия патента; при таких обстоятельствах он считается продленным.
Как следует из представленных в судебном заседании квитанций Тухтабоевым З.Т.у. производились платежи НДФЛ в виде авансовых фиксированных платежей, приобщены квитанции уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа от 22.04.2015 г., от 02.06.2015г., от 04.07.2015 г., от 15.07.2015 г., от 31.08.2015 г., от 05.11.2015 г.
Из представленных копий квитанций ежемесячной оплаты патента, следует, что Тухтабоевым З.Т.у. соблюден срок ежемесячной оплаты патента.
Таким образом, срок временного пребывания на территории РФ Тухтабоева З.Т.у. на основании выданного патента на работу продлен до марта 2016 года.
При этом суд учитывает, что действующее законодательство о правовом положении иностранных граждан содержит такие самостоятельные понятия, как "срок пребывания иностранного гражданина на территории РФ", "учет иностранных граждан по месту пребывания", "срок регистрации по месту пребывания", которые тождественными не являются.
Постановлением Якутского городского суда Тухтабоев З.Т.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, объективной стороной которого является нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Между тем, из протокола об административном правонарушении от 09 марта 2016 года следует, что Тухтабоев З.Т.у. будучи зарегистрированным по адресу: ... , фактически пребывало по адресу: ... , тем самым нарушил правила пребывания иностранным гражданином.
При таких обстоятельствах, совершенное гражданином ******** Тухтабоевым З.Т.у. административное правонарушение следует переквалифицировать на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Обсуждая вопрос об административном наказании Тухтобоева З.Т.у., прихожу к следующему.
Санкция части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Вместе с тем, в судебном заседании Тухтабоев З.Т.у. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ признал, пояснил, что фактически проживал не по адресу регистрации, в связи с осуществлением трудовой деятельности.
Изложенное позволяет прийти к выводу о необходимости назначения Тухтабоеву З.Т.у. административного наказания в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Якутского городского суда РС (Я) от 09 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Узбекистан Тухтабоева З.Т. у., ********, изменить.
Переквалифицировать совершенное Тухтабоева З.Т. у. административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам: УФК по Республике Саха (Якутия) (МВД по Республике Саха (Якутия); Наименование банка: ГРКЦ НБ Респ. Саха (Якутия) Банка России г. Якутск БИК 049805001, ИНН 1435054074, КПП 143501001, Расчетный счет 40101810100000010002, ОКТМО 98701 000 - (г. Якутск), КБК 188 116 900400 46 000 140.
Судья Верховного суда РС (Я): С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.