Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Местникова С.А., при рассмотрении дел об административных правонарушениях с жалобами представителя ОАО АК "Железные дороги Якутии" Романцовой О.Н. на решения Алданского районного суда РС (Я) от 19 февраля 2016 г. и от 29 февраля 2016 г., по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ******** Шимохина В.В.,
постановлено:
Постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) К.Е. N ... от 03 августа 2015 года и N ... от 03 августа 2015 года о привлечении к административной ответственности ******** Шимохина В.В. предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях, объединенных определением судьи Верховного суда РС (Я) от 15.04.2016 г. в одно производство, суд
установил:
03 августа 2015 года постановлением Главного государственного инспектора труда в РС(Я) N ... ******** Шимохин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и с назначением наказания в виде предупреждения. Событием правонарушения явилось то, что в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ работники не ознакомлены с картами аттестации рабочих мест по условиям труда.
03 августа 2015 года постановлением Главного государственного инспектора труда в РС(Я) N ... ******** Шимохин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и с назначением наказания в виде предупреждения. Событием правонарушения явилось то, что в нарушение ст. 222 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молоко или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", а именно выдача молока работникам производится не за каждую отработанную смену.
Судом были вынесены вышеуказанные решения, с которыми представитель ******** Романцова О.Н. не согласилась и обратилась в Верховный суд РС (Я) с жалобами об отмене вынесенных решений, направлении дел на новое рассмотрение.
При рассмотрении указанных дел судьей Верховного Суда РС (Я) 15 апреля 2016 года вынесено определение об объединении данных материалов и рассмотрении их в одном производстве с вынесением одного постановления.
В судебное заседание представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также его защитник, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. По правилам, изложенным в п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд рассматривает жалобу лица на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие лиц, участвующих в производстве по делу, поскольку имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела, при этом от названных лиц не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела.
В судебном заседании представители Государственной инспекции труда в РС(Я) Б.И. и Г.С. с доводами жалобы не согласились, указали что ОАО АК "Железные дороги Якутии" правомерно привлечены к административной ответственности.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу об изменении постановлений судьи районного суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно п. 1 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года N 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктами 7 и 8 данного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии со ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Согласно статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Нарушение указанных требований трудового законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Из материалов дел усматривается, что в результате проверки, проведенной с 29 июля 2015 г. по 30 июля 2015 года на основании распоряжения заместителя руководителя Государственно инспекции труда в РС(Я) Б.Е. от 23.07.2015 г. N ... в отношении ОАО АК "Железные дороги Якутии" главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) К.Е. были выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно: в нарушение ст. 222 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молоко или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", а именно выдача молока работникам производится не за каждую отработанную смену, в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ работники не ознакомлены с картами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Обстоятельства совершения ОАО АК "Железные дороги Якутии" административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в данном случае подтверждаются соответственно протоколами об административных правонарушениях от 30 июля 2015 года, за N ... , N ... , актом проверки N ... от 30.07.2015 года, и другими материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из представленных материалов следует, что допущенные ******** нарушения в форме бездействия квалифицируются частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении общества по фактам выявленных нарушений, было подведомственно одному должностному лицу государственной инспекции труда в РС(Я).
Следовательно, ОАО АК "Железные дороги Якутии", совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, допущено не было.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, рассматривающий жалобу, может изменить назначенное административное наказание при условии, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В данном случае, объединение материалов и назначение по ним одного административного наказания никак не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности в связи с чем ВС РС (Я) считает правильным изменить постановление должностного лица в части назначенной меры наказания, в части признания виновным лица в совершении административного правонарушения оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу представителя ОАО АК "Железные дороги Якутии" Романцовой О.Н. - удовлетворить частично.
Решения Алданского районного суда РС (Я) от 19 февраля 2016 г. и от 29 февраля 2016 г., по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ******** Шимохина В.В. изменить в части меры наказания и назначить ОАО АК "Железные дороги Якутии" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части указанные постановления оставить без изменения.
Судья Верховного Суда РС (Я): С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.