Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГоршуноваД.Н. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 января 2016 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Тароремонтное предприятие" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по улице Сибирский тракт (литеры А, Г, Г5, Г6, Д, Е) Советского района города Казани Республики Татарстан, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в следующих размерах:
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады) с кадастровым номером 16:50:250801:41 площадью 1940 квадратных метров в размере 6929000 (шесть миллионов девятьсот двадцать девять тысяч) рублей 00 копеек;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, склады, картонную мастерскую и магазин) с кадастровым номером 16:50:250801:42 площадью 2106 квадратных метров в размере 7469000 (семь миллионов четыреста шестьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады) с кадастровым номером 16:50:250801:45 площадью 1945 квадратных метров в размере 6945000 (шесть миллионов девятьсот сорок пять тысяч) рублей 00 копеек.
Определить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по улице Сибирский тракт (литеры Б, В, Г1, Г7, Г8, Г9, З, З1, И, И1) Советского района города Казани Республики Татарстан, (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения производственной базы) с кадастровым номером 16:50:250801:32 площадью 25130 квадратных метров равной рыночной стоимости по состоянию на 1января 2013 года в размере 72100000 (семьдесят два миллиона сто тысяч) рублей 00 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "Тароремонтное предприятие" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6июля 2015 года.
В удовлетворении требований о возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тароремонтное предприятие" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8000 (восемь тысяч) рублей; в счет оплаты работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы 50440 (пятьдесят тысяч четыреста сорок) рублей 28 копеек".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Першикова К.А. в поддержку изложенных в апелляционной жалобе доводов, представителя общества с ограниченной ответственностью "Тароремонтное предприятие" - Горскую Н.Г., возражавшую ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Тароремонтное предприятие" (далее - ООО "Тароремонтное предприятие") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Советский район, улица Сибирский тракт.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость принадлежащих ООО "Тароремонтное предприятие" на праве собственности земельных участков установлена в следующих размерах:
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады) с кадастровым номером 16:50:250801:41 площадью 1940 квадратных метров - 9682947 рублей 40 копеек;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, склады, картонную мастерскую и магазин) с кадастровым номером 16:50:250801:42 площадью 2106 квадратных метров - 16869144 рубля 24 копейки;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады) с кадастровым номером 16:50:250801:45 площадью 1945 квадратных метров в размере - 9683552 рубля 05 копеек;
в отношении земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения производственной базы) с кадастровым номером 16:50:250801:32 площадью 25130 квадратных метров - 123129209 рублей 07 копеек.
Полагая такой размер кадастровой стоимости земельных участков завышенным, административный истец указывает на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. В этой связи ООО "Тароремонтное предприятие" просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в следующих размерах:
земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:41 площадью 1940 квадратных метров - 6929000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:42 площадью 2106 квадратных метров - 7469000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:45 площадью 1945 квадратных метров - 6945000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:32 площадью 25130 квадратных метров - 72100000 рублей 00 копеек,
а также возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанность внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель ООО "Тароремонтное предприятие" Горская Н.Г. требования поддержала.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В., представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Гибадуллина Л.Т., представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Ибрагимова Д.И. с административным исковым заявлением не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направило, о причинах неявки представителей суду не сообщило.
Суд первой инстанции принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности отчета от 5 мая 2015 года N 6536/15-з об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного ООО "Инженерный центр". Апеллянт полагает, что отчет составлен с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
Согласно заключению Федерального бюджетного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебных экспертиз" от 15 декабря 2015 год N 3604/07-2 указанный выше отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. При этом само экспертное заключение, по мнению апеллянта, также не соответствует нормативам в области оценочной деятельности: использованы несопоставимые объекты-аналоги, стоимость указана без определения границ интервала, отсутствуют фото-образы объявлений.
В суде апелляционной инстанции представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Першиков К.А. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ООО "Тароремонтное предприятие" Горская Н.Г. возражала ее удовлетворению.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
Из материалов дела следует, что земельные участки, расположенные по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Советский район, улицаСибирский тракт, с кадастровыми номерами 16:50:250801:41, 16:50:250801:42, 16:50:250801:45 и 16:50:250801:32 принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Тароремонтное предприятие" (свидетельства о государственной регистрации права от 19 августа 2011 года, 16 июня 2011 года, 12 августа 2011 года и 9 августа 2012 года).
По данным кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет соответственно 9682947 рублей 40 копеек, 16869144 рубля 24 копейки, 9683552 рубля 05 копеек, 123129209 рублей 70 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани", которым кадастровая стоимость установлена по состоянию на 1 января 2013 года
В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет N 6536/15-з от 5 мая 2015 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:41 площадью 1940 квадратных метров, земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:42 площадью 2106 квадратных метров, земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:45 площадью 1945 квадратных метров, земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:32 площадью 25130 квадратных метров, расположенных по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Советский район, улица Сибирский тракт, по состоянию на 1 января 2013 года.
Отчет составлен обществом с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Тароремонтное предприятие". Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:41 на указанную дату составила 5159975 рублей 50 копеек; земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:42 - 5568372 рубля 23 копейки; земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:45 - 5173 268 рублей 80 копеек; земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:32 - 51181194 рубля 96 копеек.
В отношении данного отчета экспертом Вагизовой Н.Е. общероссийской общественной организации "Российского общества оценщиков Экспертный совет" проведена нормативно-методическая экспертиза, по результатам которой составлено положительное экспертное заключение N 034/2015/КАЗАНЬ от 15 июня 2015 года.
По ходатайству представителя административного истца по данному делу судом назначена экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено федеральному бюджетному учреждению "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации.
Как следует из заключения эксперта N3604/07-2 от 15 декабря 2015 года, вышеназванный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Вместе с тем, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилиную рыночную стоимость спорных земельных участков, которая по состоянию на 1 января 2013 года составила:
в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:41 - 6929 000 рублей 00 копеек;
в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:42 - 7469 000 рублей 00 копеек;
в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:45 - 6945 000 рублей 00 копеек;
в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:250801:32 - 72100 000 рублей 00 копеек.
В судебном заседании представителем Кабинета Министров Республики Татарстан представлены замечания на экспертное заключение.
Данные замечания были рассмотрены и вынесены судом на обсуждение, суд дал им оценку и пришел к выводу о том, что замечания административного ответчика не содержат данных о том, каким образом имеющиеся нарушения могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки. Доводы суд признал основанными на предположениях, относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержденными, сведений об иной рыночной стоимости спорного земельного участка суду представлено не было. В этой связи суд указал, что представленные замечания не дают оснований ставить под сомнение заключение эксперта, обладающего специальными познаниями и предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание заключения эксперта N3604/07-2 от 15 декабря 2015 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленный заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость земельных участков.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан суд счел основанными на неправильной интерпретации обстоятельств. Доказательств, опровергающих определенную экспертом рыночную стоимость земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
В этой связи суд принял решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в заключения эксперта N3604/07-2 от 15 декабря 2015 года.
Указание в апелляционной жалобе на то, что экспертное заключение не соответствует нормативам в области оценочной деятельности (использованы несопоставимые объекты-аналоги, стоимость указана без определения границ интервала, отсутствуют фото-образы объявлений) само по себе не влияет на обоснованность выводов суда о приемлемости результатов экспертного заключения, поскольку приведено по формальным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств дела и сводятся к переоценке доказательств. Оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются заинтересованным лицом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению Кабинетом Министров Республики Татарстан изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 января 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.