Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Л.И.Сибгатуллиной, Саитгараевой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе представителя Фазлеевой З.Ф., Абдуллина Ю.В., на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Зинеры Фагимовны Фазлеевой к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промобъекты, общей площадью 10000 квадратных метров, с кадастровым номером ... :176, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промышленно- коммунальная зона, ОАО "Камаз", в границах пересечения дорог VII и VIII, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Першикова К.В., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фазлеева З.Ф. обратилась в суд с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ... :176, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промышленно- коммунальная зона, ОАО "Камаз", в границах пересечения дорог VII и VIII. Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные объекты. Заявленные требования мотивированы следующим.
Кадастровая стоимость принадлежащего Фазлеевой З.Ф. на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает ее права как налогоплательщика по земельному налогу.
Административный истец Фазлеева З.Ф. просила определить кадастровую стоимость земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года в размере 2 332 300 руб.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. и представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Залялова Р.Ф. административный иск не признали.
Представитель Фазлеевой З.Ф., Абдуллина К.Б., заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Фазлеевой З.Ф. и представителя исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе представителя Фазлеевой З.Ф., Абдуллина Ю.В., ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение постановлено при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывается, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 мая 2010 года N 783-р. Государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26 июля 2010 года, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года. При этом постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" были утверждены удельные показатели кадастровой стоимости, в том числе для вида разрешенного использования "под промобъекты" для кадастрового квартала 16:52:100201. Ссылаясь на то, что удельные показатели кадастровой стоимости были определены в 2010 году, заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что размер кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствует размерам кадастровой стоимости, определенным в 2010 году, в связи с чем, по его мнению, кадастровая стоимость земельного участка может быть определена в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2010 года.
Фазлеева З.Ф., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Фазлеева З.Ф. в суд не явилась. Представитель Фазлеевой З.Ф., Абдуллина К.Б., представила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны своих представителей в суд не направили.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие Фазлеевой З.Ф., ее представителя и представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании пунктов 1,5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N1102 от 24 декабря 2010 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, которые были определены по состоянию на 1 января 2010 года.
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 6 декабря 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о вновь образованном земельном участке с кадастровым номером ... :176 в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером ... :56.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 16:52:100201:56 не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов по Республике Татарстан.
Кадастровая стоимость спорного объекта определена органом кадастрового учета по состоянию на 6 декабря 2013 года в размере 18520 700 руб. в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 222 от 12 августа 2006 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N1102 от 24 декабря 2010 года, После указанной даты сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, в государственный кадастр недвижимости не вносились.
19 мая 2015 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 5 мая 2015 года произведена государственная регистрация права собственности Фазлеевой З.Ф. на земельный участок общей площадью 10000 кв.м с кадастровым номером ... :176.
На основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... :176, определенной по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 20051 700 руб.
Административным истцом представлен отчет от 12 ноября 2015 года N 607-26/15-3 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный обществом с ограниченной ответственностью "Лучъ". Согласно отчету рыночная стоимость спорного земельного участка на дату оценки 1 января 2010 года составила 2 332 300 руб.
Указанный отчет от 12 ноября 2015 года N 607-26/15-3 прошел экспертизу на подтверждение стоимости в саморегулируемой организации оценщиков "Ассоциация российских магистров оценки", по результатам которой составлено положительное экспертное заключение от 17 декабря 2015 года N Э-0568/15-26.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований,
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из даты предъявления административного искового заявления и, установив, что до принятия судом решения в государственный кадастр недвижимости внесены результаты очередной кадастровой оценки, пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 14 и в абзаце 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Обжалуемое решение постановлено с учетом указанных положений закона и разъяснений.
Из материалов дела видно, что административное исковое заявление предъявлено в суд 28 декабря 2015 года, предмет административного иска административным истцом не изменялся.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... :176 считается дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, то есть 6 декабря 2013 года.
Установлено, что в представленном административном истцом отчете оценщика рыночная стоимость спорного объекта определена по состоянию на 1 января 2010 года, то есть на иную дату.
При таких обстоятельствах, принимая решение с учетом положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным требованиям, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что в 2010 году был определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, остающийся неизменным, а потому кадастровая стоимость земельного участка может быть определена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года, основан на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права и отмену обжалуемого решения повлечь не может.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда также не содержат, поскольку выводов суда по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. При этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фазлеевой З.Ф., Абдуллина Ю.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.