Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Л.И.Сибгатуллиной, Саитгаравой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" в части требований к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: здание производственной базы), расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Кировский район, ул. "адрес", площадью 13618 квадратных метров с кадастровым номером ... :578 равной рыночной стоимости в размере 34371832 (тридцать четыре миллиона триста семьдесят одна тысяча восемьсот тридцать два) рубля;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земельный участок, занимаемый имущественным комплексом), расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Кировский район, ул.Набережная, д.31А (лит.Е, Г4, Р, И1, Ж), площадью 5764 квадратных метра с кадастровым номером ... :584 равной рыночной стоимости в размере 15291892 (пятнадцать миллионов двести девяносто одна тысяча восемьсот девяносто два) рубля.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3сентября 2015 года.
В удовлетворении требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" Мухина Д.И., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 13618 кв. м с кадастровым номером ... :578, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. "адрес", и земельного участка площадью 5764 кв.м с кадастровым номером ... :584, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Набережная, д.31А (лит.Е, Г4, Р, И1, Ж).
Заявленные требования мотивированы следующим.
Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков по состоянию на 1 января 2013 года составляет 61681096, 84 руб. и 26212942, 80 руб. соответственно.
В связи с определением рыночной стоимости земельных участков административный истце просил установить их кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости в размере 34371832 руб. и 15291892 руб. соответственно.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" Мухин Д.Т. заявленные требования поддержал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Набиев Р.И. и представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ЗаляловаР.Ф. административный иск не признали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Суд заявленные требования удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, представленный административным истцом в обоснование заявленных им требований отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 27 июля 2015 года N 028-15, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная Оценочная Компания" Мокрушиным О.В., не соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и требованиям федерального стандарта оценки.
Общество с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" представило в суд апелляционной инстанции письменные объяснения в виде возражений, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования города Казани о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования города Казани своих представителей в суд не направили.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании абзацев 2 и 4 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что общество с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" является собственником земельного участка площадью 13618 кв. м с кадастровым номером ... :578, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. "адрес" и собственником земельного участка площадью 5764 кв.м с кадастровым номером ... :584, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул. ... (лит.Е, Г4, Р, И1, Ж).
Земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером ... :578 имеет вид разрешенного использования - здание производственной базы, а земельный участок с кадастровым номером ... :584 имеет вид разрешенного использования - земельный участок, занимаемый имущественным комплексом.
Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г.Казани".
По сведениям ГКН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:280101:578 составляет 61681096, 84 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... :584 - составляет 26212942, 80 руб.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости объекта недвижимости, общество с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с соответствующим заявлением, которое поступило в Комиссию 3 сентября 2015 года. 25сентября 2015 года Комиссией принято решение об отклонении заявления
В подтверждение своих требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков административный истец представил отчет от 27 июля 2015 года N028-15 об оценке их рыночной стоимости, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная Оценочная Компания" Мокрушиным О.В. по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Неон-Арт-Плюс".
По отчету от 27 июля 2015 года N 028-15 по состоянию на 1 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка общей площадью 13618 кв.м с кадастровым номером ... :578 составила 34371832 руб., а рыночная стоимость земельного участка общей площадью 5764 кв.м с кадастровым номером ... :584 - 15291892 руб.
В отношении указанного отчета от 27 июля 2015 года N 028-15 экспертом саморегулируемой организации оценщиков - Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" ВагизовойН.Е. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем
Экспертным заключением от 12 августа 2015 года N 61-1/2015/Казань эксперта экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" ВагизовойН.Е. сделан вывод о том, что составленный оценщиком Мокрушиным О.В. отчет от 27 июля 2015 года N 028-15 соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что содержание отчета от 27 июля 2015 года N 028-15 и положительного экспертного заключения от 12 августа 2015 года N 61-1/2015/Казань не опровергнуто, допустимых доказательств об иной величине рыночной стоимости спорных земельных участков административными ответчиками не представлено. С учетом данного обстоятельства, принимая во внимание отсутствие основания для признания недостоверной рыночной стоимости земельных участков, определенную в отчете от 27 июля 2015 года N 028-15 и подтвержденную экспертным заключением от 12 августа 2015 года N 61-1/2015/Казань, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 1- 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 56 ГПК РФ, статья 62 КАС РФ).
Обжалуемое решение постановлено с учетом указанных положений закона и разъяснений.
Как следует из материалов дела, определением суда от 24 ноября 2015 года по ходатайству представителя административного ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан по делу была назначена судебная экспертиза на предмет проверки достоверности отчета от 27 июля 2015 года N028-15, правильности определения в нем величины рыночной стоимости земельных участков и установления их действительной рыночной стоимости. Судебные расходы по проведению экспертизы были возложены на Кабинет Министров Республики Татарстан, производство по делу приостановлено на период проведения экспертизы.
13 января 2016 года производство по делу возобновлено в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате судебных расходов за проведение экспертизы.
Как правильно указал суд первой инстанции, допустимых доказательств, опровергающих изложенные в отчете от 27 июля 2015 года N028-15 выводы и содержание экспертного заключения от 12 августа 2015 года N 61-1/2015/Казань, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, в установленном законом порядке оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование своих возражений, достоверного подтверждения в материалах дела не имеют.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда также не содержат, поскольку выводов суда по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. При этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 января 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.