Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Саитгараевой Р.А., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе ЖСК " В" на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 21 января 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления жилищно-строительного кооператива " В" о признании незаконным постановления Исполкома города Казани N2262 от 30.04.2014 "Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани" в части формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома ... по "адрес").
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей ЖСК " В" Закировой А.Ф. и Мансуровой Л.Н., поддержавших апелляционную жалобу, возражения против апелляционной жалобы представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани-Елистратова Я.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) " В" обратился в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным и отмене постановления Исполкома города Казани N2262 от 30.04.2014 "Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов "адрес"" в части формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора многоквартирного дома ... по "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N1146 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в течение 45 дней после официального опубликования Программы. Данная Программа опубликована в газете "Республика Татарстан" 04.03.2014 г., то есть, не позднее 18.04.2014 г. собственники помещений дома на общем собрании должны были принять и реализовать решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
07.03.2014 г. МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИКМО "данные изъяты"" инициировало созыв общего собрания собственников помещений дома ... по "адрес". 27.03.2014 г. на общем собрании собственники помещений этого дома реализовали свое право выбора способа формирования фонда капитального ремонта, решив перечислять взносы на капитальный ремонт дома на специальный счет, который был открыт 15.04.2014 г. в ОАО Банк "данные изъяты"".
16.04.2014 г. документы были представлены в МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИКМО г. Казани".
С момента открытия счета до настоящего времени на него направляются взносы собственников помещений на капитальный ремонт дома.
Однако 09.11.2015 г. некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" направило в адрес ЖСК " В" письмо о необходимости подписания договора с региональным оператором и перечислении задолженности по взносам на капитальный ремонт. После чего им стало известно о том, что постановлением Исполкома г. Казани ... от "дата" данный многоквартирный жилой дом включен в перечень домов, по которым фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, что не соответствует волеизъявлению собственников помещений данного дома.
Суд в удовлетворении требований отказал.
В апелляционной жалобе ЖСК " В" ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного по мотивам, что в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 года не определено, как должно быть реализовано решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Все необходимые действия ЖСК были проведены своевременно. После определения собственниками помещений дома способа формирования фонда капитального ремонта "дата" был открыт специальный счет, на который перечисляются средства с этого времени. "дата" все документы были представлены непосредственно ответчику в МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Казани" под роспись должностного лица Калимуллиной А. В орган государственного жилищного надзора документы представлены 24.04.2014 г. Нарушение срока несущественное, вместе с тем этот срок не пресекательный, срок же, установленный п.5 ст. 170 ЖК РФ, - не более, чем в течение шести месяцев ими не нарушен.
В письменном отзыве некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" указано о правильном применении судом норм материального права и законности решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ЖСК " В" поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани полагал решение суда законным.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта части 2 статьи 310 указанного Кодекса основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N1146 от 31 декабря 2013 года утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в течение 45 дней после официального опубликования Программы.
Данная Программа опубликована в газете "Республика Татарстан" 04.03.2014 г.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома ... по "адрес" от "дата" выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем открытия специального счета и перечисления взносов на открытый специальный счет.
Специальный банковский счет, предназначенный только для целей использования денежных средств на проведение капитального ремонта, был открыт ЖСК " В" 15.04.2014 г. в ОАО Банк " "данные изъяты"" по договору ...
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ЖСК " В", суд первой инстанции исходил из того, что во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N1146 от 31 декабря 2013 года собственники помещений, в том числе, многоквартирного дома ... по "адрес" не позднее 18.04.2014 г. на общем собрании должны были принять и реализовать решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Однако в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан в установленный 45-дневный срок соответствующие документы представлены не были, в связи с чем постановлением Исполнительного комитета г. Казани N2262 от 30 апреля 2014 года данный дом обоснованно включен в перечень домов, по которым решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта не принято, и фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора.
Судебная коллегия такие выводы суда не может признать законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В силу частей 3-5,7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме ... по "адрес" было своевременно принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, и в целях его реализации своевременно был открыт специальный счет.
В указанном постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от "дата" не определен порядок реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
Созыв общего собрания собственников помещений данного дома в марте 2014 года был осуществлен МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИКМО г. Казани".
Все необходимые документы о принятии общим собранием собственников решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и открытии специального счета были представлены ЖСК " В" 16 апреля 2014 года сотруднику МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства ИКМО г. Казани" Калимуллиной А., которая их приняла и расписалась в подтверждение данного обстоятельства, не разъяснив о необходимости представить документы в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.
Затем, 24 апреля 2014 года, документы были представлены ЖСК в орган государственного жилищного надзора - Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.
Оспариваемое постановление Исполнительным комитетом г. Казани принято 30 апреля 2014 года, то есть, через несколько дней после представления документов ЖСК " В" в ГЖИ РТ, которая имела возможность представить соответствующие сведения в Исполком г. Казани до принятия указанного постановления.
Суд первой инстанции не учел указанных обстоятельств, а также факта зачисления в течение длительного времени ЖСК " В" взносов собственников помещений указанного дома для формирования фонда капитального ремонта на специальный счет; факта отсутствия нарушения чьих-либо прав и требований закона при формировании фонда капитального ремонта по указанному дому данным способом, которые свидетельствуют о незаконности включения указанного дома в перечень домов, по которым фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
При таком положении решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьей 177, пунктом 2 статьи 309, пунктом 3 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 января 2016 года по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение.
Заявление ЖСК " В" удовлетворить.
Признать незаконным постановление Исполнительного комитета города Казани N2262 от 30 апреля 2014 года в части формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома ... по "адрес".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.