Судья федерального суда - Курунин С.В. Дело N 7р - 302/16
РЕШЕНИЕ
06 апреля 2016 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобы защитников ООО " "данные изъяты"" Фадеевой Е.Н. и Васильева В.С. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске N 4802 от 29 октября 2015 года и решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 18 января 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты""),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске N 4802 от 29 октября 2015 года ООО " "данные изъяты"" за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением судьи Норильского городского суда Красноярского края от 18 января 2016 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в порядке ст.ст.30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитники ООО " "данные изъяты"" Фадеева Е.Н. и Васильев В.С. просят состоявшиеся по делу решения отменить, поскольку обнаруженные использованные люминесцентные лампы не относятся к медицинским отходам класса Г, данные лампы использовались для освещения помещений и хранились в соответствии с пунктами 14, 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681; требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10) ООО " "данные изъяты"" не нарушало; разработанная и утвержденная схема обращения с медицинскими отходами имелась в наличии на момент проведения проверки, что подтверждается экспертным заключением от 03.03.2014 г.; отсутствие схемы является малозначительным; хранение отработанных люминесцентных ламп состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не образует.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ООО " "данные изъяты"" Рушкиса Е.В., поддержавшего доводы жалоб, нахожу постановление и решение судьи законными и обоснованными.
Имеющие значение обстоятельства установлены правильно. Вина ООО " "данные изъяты"" в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных в деле и изложенных в постановлении и решении доказательств.
Пунктом 4.27 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что использованные ртутьсодержащие приборы, лампы (люминесцентные и другие), оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса Г, собираются в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками любого цвета (кроме желтого и красного), которые хранятся в специально выделенных помещениях.
Согласно пункту 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки 08 октября 2015 года выявлено, что ООО " "данные изъяты"" при осуществлении деятельности по адресу: "адрес", использованные ртутьсодержащие люминесцентные лампы, относящиеся к медицинским отходам класса Г, собираются и хранятся не в маркированные емкости, без плотно прилегающих крышек (в открытых картонных коробках, без маркировки, в помещении под названием "Овощной склад", совместно с отходами класса "А").
Доводы о том, что при сборе и хранении ртутьсодержащих ламп ООО " "данные изъяты"" правомерно руководствовалось Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 (далее - Правила), были предметом тщательного исследования судьи федерального суда и обоснованно признаны несостоятельными. В решении эти доводы изложены, проанализированы, им дана надлежащая оценка.
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Настоящие Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (пункт 1 Правил).
Таким образом, Правила носят общий характер, при этом они не исключают возможности установления иных требований для обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами в специализированных организациях.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
ООО " "данные изъяты"" является учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность, в том числе и связанную с обращением с медицинскими отходами.
Следовательно, в своей деятельности, в том числе и при сборе, временном хранении ртутьсодержащих ламп ООО " "данные изъяты"" обязано руководствоваться специальными нормами, определяющими особенности обращения с такими отходами в медицинских учреждениях.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 к классу Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности относятся лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Таким образом, из анализа положений пунктов 2.1 и 4.27 СанПиН 2.1.7.2790-10 можно сделать вывод, что люминесцентные лампы, в том числе и использованные для систем освещения, отнесены к медицинским отходам класса Г.
В жалобе защитник ООО " "данные изъяты"" ссылается на то, что хранение использованных ртутьсодержащих люминесцентных ламп осуществлялось в соответствии с пунктами 14, 15 Правил.
Между тем, указанные пункты расположены в разделе IV Правил, который имеет наименование "Порядок размещения (хранение и захоронение) отработанных ртутьсодержащих ламп". По смыслу данного нормативного документа хранение - это вид размещения, а размещение согласно пункту 13 Правил, осуществляется специализированной организацией, осуществляющей сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. ООО " "данные изъяты"" к таким организациям не относится, соответственно, положениями пунктов 14 и 15 Порядка оно руководствоваться не должно.
К тому же, и вышеуказанным Порядком (пункт 5) предусмотрено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Тогда как, из протокола осмотра следует, что ООО " "данные изъяты"" осуществлялось хранение отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп совместно с отходами класса А.
В ходе производства по делу об административном правонарушении, в пояснениях руководителя ООО " "данные изъяты"", поданных жалобах юридическим лицом не оспаривалось, что осуществлялось хранение именно ртутьсодержащих люминесцентных ламп, в протоколе осмотра возражений в этой части не содержится, в связи с чем довод защитника Рукшиса Е.В. о недоказанности сбора и хранения обществом ртутьсодержащих ламп является несостоятельным.
Пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.
Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации.
Из представленных материалов, пояснений при рассмотрении дела в городском суде защитника Фадеева Е.Н. следует, что при проведении проверки схема обращения с медицинскими отходами представлена не была. В протоколе осмотра от 08 октября 2015 года указано, что в учреждении ООО " "данные изъяты"" не разработана схема обращения с медицинскими отходами, данный протокол составлен с участием директора ООО " "данные изъяты"" Васильева В.С., который подписал протокол без замечаний, о наличии данной схемы не заявил.
В акте проверки, составленном 28 октября 2015 года, также указано на то, что в ООО " "данные изъяты"" схема обращения с медицинскими отходами не разработана и не утверждена. Сведений о том, что в период проведения проверки указанная схема имелась в наличии у юридического лица и была представлена в Роспотребнадзор, не имеется.
К тому же, нарушение пункта 3.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 в действиях ООО " "данные изъяты"" фактически имело место и в связи с тем, что представленной позднее схемой обращения с медицинскими отходами предусмотрены сбор ртутьсодержащих ламп отработанных в герметичные контейнеры и хранение их в специально выделенном отдельном и оборудованном помещении.
Этот порядок ООО " "данные изъяты"" соблюден не был, поэтому сбор и временное хранение отходов выполнялись не в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Действия ООО " "данные изъяты"" заключались в сборе и временном хранении, выразившемся в накоплении, использованных ртутьсодержащих люминесцентных ламп с нарушением установленных требований. В связи с чем эти действия правильно квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.
Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере и является справедливым.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Судебное разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Постановление и решение судьи отвечают требованиям ст.ст.29.10, 30.7 КоАП РФ, мотивированы, подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске N 4802 от 29 октября 2015 года и решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 18 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" оставить без изменения, а жалобы Фадеевой Е.Н. и Васильева В.С. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.