Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Шестаковой Н.В.,
судей
Корсаковой Ю.М.,
Сыча М.Ю.,
при секретаре
Живило М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО1 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в "адрес" РК о признании неправомерным и отмене решения об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения представителя ФИО1 ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила суд признать неправомерным и отменить решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в "адрес" Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика установить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика зачесть в специальный стаж периоды её работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Керченском морском торговом порту; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Керченском Филиале государственного предприятия "Администрация морских портов Украины ("Администрация Керченского морского порта"); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Филиале Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ время нахождения на курсах повышения квалификации.
Свои требования истица мотивировала тем, что она, истец, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в "адрес" Республики ФИО2 с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, согласно подпункту 20 пункта 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, полагая что имеет право на установление такой пенсии, так как её специальный стаж составляет более 30 лет. Для назначения пенсии представила перечень необходимых документов: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании Керченского медицинского училища по специальности "Медицинская сестра", справки работодателей о периодах работы, другие документы, отражённые в уведомлении о принятии заявления, в том числен справки от ДД.ММ.ГГГГ N/ОК, N/ОК, и N от ДД.ММ.ГГГГ выданные Филиалом Государственного Унитарного предприятия Республики ФИО2 "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт", подтверждающие периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности сестры медицинской врачебно-медицинского пункта, и в Должности медсестры палатной неврологического отделения, и здравпункта торгового порта, выданной Керченской портовой больницей на водном транспорте. ДД.ММ.ГГГГ ответчик своим решением N отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ссылаясь на отсутствие у неё необходимых 30 лет специального стажа. По мнению истицы, указанные периоды не были включены в стаж незаконно.
Решением Керченского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Представитель ФИО1 ФИО8 в судебное заседание явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав явившегося лица, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 30 лет.
Предъявляя настоящий иск, ФИО1 указывает, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики ФИО2 необоснованно не учел в период специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Керченском морском торговом порту; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Керченском Филиале государственного предприятия "Администрация морских портов Украины ("Администрация Керченского морского порта"); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Филиале Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ время нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку, как указано в решении пенсионного органа, она осуществляла свою трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения, а в иных учреждениях, не поименованных в Списке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований ФИО1 о включении в льготный стаж вышеприведенных периодов ее работы, суд первой инстанции сослался на то, что предприятия Керченский морской торговый порт, Керченский филиал государственного предприятия "Администрация морских портов Украины" администрация Керченского морского порта, филиал Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт" не являются учреждениями здравоохранения и соответственно не предусмотрены Списком N; врачебно-медицинские пункты, врачебно-медицинский пункт службы социальной работы как структурные подразделения Списком N и Правилами N не предусмотрены.
Как следует из пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В указанном Списке указаны медицинские учреждения (больницы, поликлиники, госпитали, диспансеры, центры различного профиля и др.). Открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в указанном Списке поименованы.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы засчитывались в соответствии с действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В соответствии с Законом "О предприятиях в Украине" от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие ? это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
Учреждением по Гражданскому кодексу Украины является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями) путем объединения (выделения) имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
По смыслу законодательства "унитарное предприятие" и "учреждение" являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму и цели, преследуемые при создании таких юридических лиц.
Из материалов дела следует, что государственное предприятие "Администрация морских портов Украины", Государственное унитарное предприятие Республики ФИО2 "Крымские морские порты" в котором в спорный период работала истица, является коммерческой организацией, какими-либо признаками, присущими учреждению, созданному в порядке ст. 120 ГК РФ, и нормам законодательства Украины, данные юридические лица не обладает.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения предприятия: Керченский морской торговый порт, Керченский филиал государственного предприятия "Администрация морских портов Украины" администрация Керченского морского порта, филиал Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт" не включены.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работающим во врачебном медицинском пункте на предприятии.
При рассмотрении возникшего спора не нашел подтверждения и тот факт, что в состав указанных учреждений входило структурное подразделение, перечисленное в пункте 6 вышеназванных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Доказательств того, что одним из видов деятельности предприятий, на которых работала истица, являлась лечебно-профилактическая работа, материалы дела не содержат.
Учитывая, что предприятия, на которых истица осуществляла трудовую деятельность, по своей организационно-правовой форме не могут быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорные периоды работы, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Керченском морском торговом порту; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Керченском Филиале государственного предприятия "Администрация морских портов Украины ("Администрация Керченского морского порта"); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры врачебно-медицинского пункта в Филиале Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт", не могут быть включены в стаж работы истца, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку по состоянию на момент обращения истца за назначением трудовой пенсии досрочно ее специальный стаж работы составлял менее требуемого, то на момент обращения в пенсионный фонд у истицы право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке подпункта 20 п.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" не возникло.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.