Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной СВ.,
судей Жуковой Н.А., Лутфуллоевой P.P.,
при секретаре Пирожниковой И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 апреля 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Криворчук И.Г. к Управлению социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области о признании недействительным отказа в компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, возложении обязанности но возмещению таких расходов,
по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области на решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 22 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
|
УСТАНОВИЛА:
Криворчук И.Г. обратилась в суд с иском Управлению социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - УСЗН) о признании незаконным отказа в получении компенсации расходов на коммунальные услуги, просила
возложить на ответчика обязанность возместить утраченную компенсацию по льготам с июля 2015 года и возобновить ей выплаты как лицу,
работающему и проживающему в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области.
В обоснование иска указала, что в течение 17 лет проработала в ****, реорганизованном в
2005 году в ****, то есть в учреждении здравоохранения, в связи с чем имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения
как лицо, работающее и проживающее в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области. Вместе с тем с июля 2015 года ответчик лишил ее указанной льготы, ссылаясь на то, что она в настоящее время является лицом, вышедшим на пенцию из федерального бюджетного учреждения. С отказом в предоставлении лысл она не согласна.
В судебном заседании суда первой инстанции истец настаивала на удовлетворении иска и пояснила, что до июля 2015 года она получала компенсацию расходов на отопление и освещение, выплата которой была прекращена ответчиком в связи с тем, что действие Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 88-30 "О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области" не распространяется на специалистов федеральных государственных учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах области, к которым, в частности, относится ****, где она осуществляла свою трудовую деятельность.
Представитель ответчика Зубенко Е.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска и пояснил, что истец состояла на учете в УСЗН по категории "сельский специалист" и получала компенсацию расходов на отопление, освещение и оплату жилого помещения с 2005 года. 01 августа 2015 года она была снята с льготного учета в связи с выявлением неправомерного предоставления мер социальной поддержки работникам ****, в филиале которого она работала, так как действие Закона Челябинской области, определяющего компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, распространяется только на работников областных государственных или муниципальных учреждений. Учреждение же, в котором работала истец, к таковым не относится.
Представитель третьего лица, Министерства здравоохранения
Челябинской области, в судебное заседание суда первой инсганци при надлежащем извещении не явился.
К участию в деле в качестве третьего лица определением суда от 25
декабря 2015 года было привлечено Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области", представитель которого в судебное заседание не явился.
Решением суда иск Криворчук И.Г. удовлетворен, в ее пользу с ответчика взыскана задолженность по компенсации расходов на оплату
жилых помещений, отопления и освещения за период с 01 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере **** руб., восстановлено ее прг.во на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения на будущее время - с 01 января 2016 года. Кроме того, с ответчика в ее пользу взысканы расходы на оплату госпошлины **** руб.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене судебного решения и принятия нового в связи с нарушением судом норм материального права. Указывает, что УСЗН обязано исполнять только не нормы, которые указаны в законе, оно не имеет право расширять круг получателей мер социальной поддержки, поэтому считает, что решение суда не может быть исполнено без нарушений требований норм законодательства Челябинской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции сторрны и представители третьих лиц при надлежащем извещении не явилась. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным привести судебное заседание без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Криворчук И.Г. с 01 апреля 1988 года по 19 февраля 2015 года работала в должностях, относящихся в среднему медицинскому персоналу в ****
****, которая неоднократно переименовывалась. Так, 20 марта 1988 года была переименована в ****
****, 09 августа 1999 года - в ****, которое с 13 апреля 2005 года вошло на правах филиала в состав ****.
Данные обстоятельства следуют из записей, содержащихся в трудовой книжке истца (л.д. 8-13), исторической справки (л.д. 32), Положения о
филиале Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в городе Троицке и Троицком, Октябрьском, Чесменском районах" (л.д. 33-37), Уставов
Федерального государственного учреждения здравоохранения " Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" (л.д. 55-84).
При этом, как следует из Положения о Челябинском областном Центре
Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного председателем Государственного комитета санитарно-эпидемиологического
ЙЧ
надзора Российской Федерации 21 марта 1995 года (л.д. 87-92) Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах, городах области, дезинфекционные станции составляли систему органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Челябинской области, включенной в систему органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Челябинский областной Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора являлся органом федеральной исполнительной власти, относился к федеральным надзорам России и финансировался за счет средств федерального бюджета.
Финансирование санитарно-эпидемиологической службь| из федерального бюджета осуществлялось и в 2001 году и в последующие годы.
Как следует из пенсионного удостоверения, Криворчук И.Г. является получателем пенсии по старости с 30 июля 2013 года, которая назначена ей в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2000 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности (л.д. 14).
Согласно сведениям, содержащимся в паспорте истца, она проживает в селе Октябрьском Челябинской области.
Из ответа УСЗН на имя Криворчук И.Г. следует, что выплата компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии с Законом Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 88-30 "О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области", как сельскому специалисту, перешедшему на пенсию из филиала федерального государственного учреждения, прекращается, так как действие закона не распространяется на работников Федеральною бюджетного учреждения здравоохранения, которое не принадлежит к муниципальным или государственным учреждениям, (л.д. 15)
Как следует из ответа УСЗН от 24 декабря 2015 года (л.д.48) Крирорчук И.Г. состояла на учете в УСЗН с 2005 года по категории сельский специалист и получала компенсацию расходов на отопление, освещение и оплату жилого помещения в размере **** рублей на основании предоставляемых списков работников ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области, в городе Троицке, Троицком, Октябрьском и Чесменском районах". Криворчук И.Г. снята с льготного учета с 01 августа 2015 года по причине выявления длительного неправомерного предоставления мер социальной поддержки работникам Федерального бюджетного учреждения здравоохранения, так как действие Закона Челябинской области по предоставлению мер социальной поддержки сельским специалистам
If-
распространяется только на областные государственные или муниципальные учреждения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Криворчук И.Г., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии q ранее действующим законодательством истец, как медицинский работник-учреждения здравоохранения, работающий и проживающий в сельской местности, по состоянию на 31 декабря 2004 года имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, и после указанной даты ее право не может быть ограничено, так как она продолжала работать в указанной организации, вышла на пенсию и проживает в сельской местности.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда об удовлетворении исковых требований, поскольку оно произведено без учета законодательства Челябинской области и норм Федеральною закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Так, до 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели, согласно части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, то есть до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен
Но
пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Гак. частями четвертой, пятой и шестой статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона) было предусмотрено, что меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть п|ятая). муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен был определяться уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
В целях осуществления социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях. Правительством Российской Федерации принято постановление от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", согласно которому с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве
меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере **** руб.
Этим же Постановлением медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, была предусмотрена единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета **** рубля в месяц в 2005 году, **** рублей в месяц в 2006 году, **** рубль в месяц в 2007 году, **** рублей в месяц в 2008 году, **** рублей в месяц в 2009 году, **** рубль в месяц в 2010 году, **** рубля в месяц в 2011 году. При этом эта выплата не осуществлялась, если те периоды, в которых медицинские и фармацевтические работники пользовались нравом ни бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
30 декабря 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации было принято Постановление N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях", согласно которому медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере **** рублей, которые предоставляются работникам по месту их работы. При этом ежемесячные денежные выплаты не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в случае, если они пользуются правом на предоставление аналогичных денежных выплат, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Из анализа указанных Постановлений Правительства Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки для медицинских и фармацевтических работников федеральных государственных учреждений, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих стаж работы в данных учреждения, не менее 10
лет, не предусмотрены
В целях установления мер социальной поддержки отдельных категорий
граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области. Правительством Челябинской
области было принято Постановление от 15 февраля 2007 года N 14-1 "Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих
поселках Челябинской области", которое установило специалистам
организаций культуры, социальным работникам, медицинским и
фармацевтическим работникам организаций здравоохранения и социального обслуживания, специалистам ветеринарной службы, методическим, библиотечным и медицинским работникам учреждений образования, работникам физкультурно-спортивных организаций, работающим соответствующих областных государственных и муниципальных учреждениях и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих
поселках Челябинской области (лица, указанные в настоящем пункте, далее именуются работники (специалисты), меры социальной поддержки в виде
освобождения от оплаты жилья в пределах нормы площади жилья, от платы за отопление в пределах нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а при наличии печного отопления - от платы за приобретение и доставку твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, от платы за освещение в пределах нормативов потребления электрической энергии с применением к данным нормативам коэффициента 0,5 в домах независимо от формы собственности жилищного фонда. Этим же Постановлением были установлены меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилья в пределах нормы площади жилья, от платы за отопление в пределах нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а при наличии печного отопления - от платы за приобретение и доставку твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, от платы за освещение в пределах нормативов потребления электрической энергии с применением к данным нормативам коэффициента 0,5 в домах независимо от формы собственности жилищного фонда указанным в пункте 1 настоящею постановления лицам, перешедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, не менее 10 лет.
Данное Постановление утратило силу в связи с принятием Закона Челябинской области от 28 января 2010 года N N 538-30 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области", которое распространялось на специалистов организаций культуры, социальных работников, медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения и социального
обслуживания, специалистов ветеринарной службы, методических, библиотечных и медицинских работников учреждений образования, работников физкультурно-спортивных организаций, работающих в соответствующих областных государственных и муниципальных учреждениях и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, согласно Перечню должностей специалистов организаций культуры, социальных работников, медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения и социального обслуживания, специалистов ветеринарной службы, методических, библиотечных и медицинских работников учреждений образования, работников физкультурно-спортивных организаций, работающих в соответствующих областных государственных и муниципальных учреждениях и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Действие этого Закона было также распространено на лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, не менее 10 лет.
Впоследствии был принят Закон Челябинской области от 23 июня 2011 года N 143-30 "О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области", который распространялся на специалистов государственных или муниципальных учреждений культуры, здравоохранения, образования, ветеринарии, физкультуры и спорта, социального обслуживания, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, проживающих в указанных населенных пунктах и рабочих поселках, а также на лиц. перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, имеющих стаж работы в перечисленных учреждениях не менее 10 лет.
С 01 июля 2015 года вступил в силу Закон Челябинской области от IX декабря 2014 года N 88-30 "О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, в связи с принятием которого утратил силу Закон Челябинской области от 23 июня 2011 годаN 143-30.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 88-30 его действие распространяется на специалистов областных
государственных или муниципальных организаций культуры, медицинских организаций, образовательных организаций, учреждений ветеринарной службы, физкультурно-спортивных организаций, организаций социального обслуживания, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, проживающих в указанных сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа), а также на лиц, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городской Челябинской области, имеющих стаж работы в указанных организациях и учреждениях не менее 10 лет.
Учитывая, что истец проживала и проживает в сельской местности, несмотря на то, что имеет стаж работы в учреждении здравоохранения более 10 лет, но работала в федеральном учреждении, действие Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 88-30, как правильно указал ответчик, на нее не распространяется.
Подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 1 января 2005 года статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на который сослался суд первой инстанции, решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста действительно отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Вместе с тем, несмотря на то, что Криворчук И.Г. является получателем пенсии по старости, которая назначена ей досрочно, к гражданам пожилого возраста она не относится, так как не достигла 55 летнего возраста.
Следовательно, установление мер социальной поддержки сельских специалистов, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих стаж работы в федеральных учреждениях не менее 10 лет, но не относящихся к категории граждан пожилого возраста, является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данное обстоятельство судом при принятии решения не было учтено, что привело к неправильному выводу о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета Челябинской области
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Криворчук И.Г.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 22 января 2016 года об удовлетворении исковых требований Криворчук И.Г. о признании недействительным отказа Управления социальной
защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской
области в компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и
освещения, отменить.
взыскании задолженности по компенсации таких расходов
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Криворчук И.Г. в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.