Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Парамоновой М.А.,
с участием представителя административного истца, представляющего также интересы заинтересованного лица, - Рябкова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ильина Ю.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684 в размере рыночной стоимости по состоянию на 04 июля 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Ильин Ю.А. обратился 02 ноября 2015 года в суд с указанным административным исковым заявлением; просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, в размере рыночной стоимости равной 16847000 руб. по состоянию на 04 июля 2011 года. В обоснование требований Ильин Ю.А. указал, что рассчитанная (установленная с использованием результатов государственной кадастровой оценки) стоимость земельного участка в размере 114589717 руб. 50 коп. не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца, как одного из собственников этого земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца, представляя также интересы заинтересованного лица - Бугрова Н.С. (второй участник долевой собственности рассматриваемого земельного участка) заявленные требования (с учётом уточнения от 19 апреля 2016 года) поддержал, настаивал на их удовлетворении, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Административный ответчик - Правительство Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письменных возражениях указало, что не оспаривает установление кадастровой стоимости в размере рыночной, оставляя разрешение административного искового заявления на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в письменных возражениях высказал мнение о том, что не может являться заинтересованным лицом по рассматриваемому делу; представил акт определения кадастровой стоимости земельного участка, в связи с изменением его характеристик, подтвердив дату определения кадастровой стоимости и её размер.
Заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - администрация Белоярского городского округа об отношении к рассматриваемым требованиям не сообщила.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, представляющего также интересы заинтересованного лица - Бугрова Н.С., исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Как видно из материалов административного дела, 04 июля 2011 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 276954 кв.м., с кадастровым номером 66:06:4501021:1684. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешённое использование: для дачного строительства (л.д. 88).
На основании соглашения о разделе земельного участка от 05 июля 2011 года Ильину Ю.А. на праве общей долевой собственности (1/2 доля) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501021:1684, что подтверждается нотариально заверенной копией правоподтверждающего документа. Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана 16 августа 2011 года (л.д. 10).
Оставшаяся 1/2 доля в праве общей долевой собственности на этот же земельный участок принадлежит Бугрову Н.С. (заинтересованное лицо на стороне административного истца).
В отношении названного земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области был составлен и утверждён акт определения кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 148). Использовано значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 521 руб. 48 коп., утверждённое Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1348-ПП "Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам Свердловской области".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684, принадлежащего Ильину Ю.А. и Бугрову Н.С., установлена актом определения кадастровой стоимости по состоянию на 04 июля 2011 года в размере 114589717 руб. 50 коп., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1 л.д. 11).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684 не соответствует рыночной стоимости, Ильин Ю.А. ссылался на отчёт ООО Бюро кадастра "Заречный" от 10 августа 2015 года N О/15-62. На этот отчёт получено положительное экспертное заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 22 октября 2015 года N 186/2015/Урал.
Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 04 июля 2011 года составляла 16847000 руб.
11 января 2016 года от представителя административного истца, представляющего также интересы заинтересованного лица - Бугрова Н.С., в суд поступило ходатайство о назначении по административному делу экспертизы по определению рыночной стоимости указанного земельного участка.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Определением Свердловского областного суда от 11 февраля 2016 года по данному делу была переназначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 04 июля 2011 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 30 марта 2016 года представлено заключение эксперта.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684 по состоянию на 04 июля 2011 года составляла 18002010 руб.
У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает достаточных сомнений в достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684 по состоянию на 04 июля 2011 года составляла 18002010 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ильина Ю.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684 в размере рыночной стоимости по состоянию на 04 июля 2011 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:1684 равной его рыночной стоимости по состоянию на 04 июля 2011 года в размере 18002010 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 02 ноября 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 26 апреля 2016 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.