Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Соловьевой О.В., Бичуковой И.Б.
при секретаре Кравцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анучинского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, Пашовкиной Н.И., Пашовкину А.Д. о признании договора социального найма жилого помещения и договора на передачу жилого помещения в собственность граждан недействительными, исключении записи регистрации права общей долевой собственности и прекращении права общей долевой собственности, признании права собственности за Анучинским сельским поселением по апелляционному представлению прокурора Анучинского района Приморского края на решение Анучинского районного суда Приморского края от 14 октября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснения прокурора Комаровой О.Н., представителя ответчиков Пашовкиной Н.И., Пашовкина А.Д. Калмыковой Е.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Анучинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования с указанным иском к администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, Пашовкиной Н.И., Пашовкину А.Д. Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование муниципального имущества установлено, что Пашовкина Н.И. занимала "адрес" "а" на основании договора найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с работой в должности врача МЛПУ "ЦРБ" Анучинского муниципального района. После передачи указанной квартиры из собственности Анучинского муниципального района в собственность Анучинского сельского поселения администрация Анучинского сельского поселения в отсутствие законных оснований ДД.ММ.ГГГГ предоставила Пашовкиной Н.И. по договору социального найма N указанное жилое помещение, отнесенное к служебному жилью и включенное в специализированный жилищный фонд Анучинского сельского поселения социального использования. ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение по договору приватизации передано в собственность Пашовкиной Н.И. и Пашовкина А.Д., а ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности ответчиков на указанную квартиру. Основания предусмотренные ст. 57 ЖК РФ для заключения договора социального найма жилого помещения отсутствовали. Пашовкины на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состояли, решение о предоставлении спорной квартиры не принималось, указанный вопрос на обсуждение жилищно-бытовой комиссии не выносился и не рассматривался. Прокурор полагал, что в результате неправомерных действий главы администрации Анучинского сельского поселения были также нарушены права других граждан на указанное жилье. Просил признать договор социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края и Пашовкиной Н.И. недействительным, а поскольку указанная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий просил также признать недействительным договор на передачу жилого помещения в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ; исключить из ЕГРП запись о регистрации права общей долевой собственности Пашовкиной Н.И. и Пашовкина А.Д. на спорное жилое помещение, внесенную ДД.ММ.ГГГГ; прекратить право общей долевой собственности Пашовкиной Н.И. и Пашовкина А.Д. и признать право собственности на указанное помещение за Анучинским сельским поселением.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
В судебном заседании помощник прокурора Анучинского района Вилюмс М.А. исковые требования поддержал.
Ответчики Пашовкина Н.И., Пашовкин А.Д., представитель Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района не участвовали в рассмотрении дела судом первой инстанции. От главы администрации Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель Пашовкиной Н.И. и Пашовкина А.Д. - Калмыкова Е.А. исковые требования не признала. Пояснила, что на основании постановления администрации Анучинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" в "адрес" включена в специализированный жилищный фонда и на основании Распоряжения N-р от ДД.ММ.ГГГГ передана в оперативное управление МЛПУ ЦРБ Анучинского района для проживания работников больницы. ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была предоставлена врачу ЦРБ Анучинского района Пашовкиной Н.И. и членам её семьи, а ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен договор найма. В настоящее время Пашовкина Н.И. продолжает работать в ЦРБ, в связи с чем оснований для утраты ею права проживания в спорной квартире не имеется. Указала, что в соответствии с Законом Приморского края N-КЗ от 17.05.2007 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Анучинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Анучинского муниципального района" (в редакции Закона N 43-КЗ от 07.06.2012) спорная квартира была передана в собственность Анучинского сельского поселения в качестве жилищного фонда социального использования. Полагала, что в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" после передачи квартиры из собственности муниципального района в собственность сельского поселения жилое помещение утратило статус служебного.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Суд принял решение, с которым не согласился прокурор Анучинского района, им подано апелляционное представление, в котором он указал на неправильное применение судом норм материального права, неприменение судом подлежащих применению норм материального права.
В судебной заседании апелляционной инстанции прокурор поддержал апелляционное представление, пояснив, что оснований для применения к спорному правоотношению ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не имеется, поскольку жилое помещение не передавалось из государственной собственности в муниципальную. Спорная квартира как объект недвижимого имущества возникла после принятия указанного закона, и введения в действие ЖК РФ, изначально находилась в муниципальной собственности, имела статус служебного жилого помещения. Глава Анучинского сельского поселения заключил с Пашовкиной Н.И. договор социального найма спорного жилого помещения в нарушение требований ст.ст. 49, 57, 63, 104 ЖК РФ, Пашовкина Н.И. на учете нуждающихся в жилом помещении не состояла, продолжает работать в МЛПУ ЦРБ Анучинского района.
Представитель ответчиков Пашовкиных в судебном заседании возражала против доводов апелляционного представления, просила решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение было передано Анучинскому сельскому поселению в качестве жилищного фонда социального использования, главой сельского поселения к специализированному жилищному фонду не отнесено, следовательно, договор социального найма спорного жилого помещения, а впоследствии договор приватизации были заключены на законных основаниях.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционного представления, выслушав мнение прокурора, возражения представителя ответчиков, полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
В силу п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, применив по аналогии положения ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015, с изм. от 24.03.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что право собственности Анучинского сельского поселения на спорное жилое помещение возникло в июне 2012 года в момент передачи его из собственности муниципального района в собственность сельского поселения, жилое помещение при этом было отнесено к жилищному фонду социального использования, в нем сохраняли право на проживание ответчики, следовательно, как собственник жилого помещения администрация Анучинского сельского поселения была вправе заключить с Пашовкиной Н.И. договор социального найма жилого помещения, а в дальнейшем и договор приватизации.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не согласна поскольку указанные выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судом не применены подлежащие применению нормы материального права, применен не подлежащий применению материальный закон.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что распоряжением администрации Анучинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-р, в связи с завершением реконструкции нежилого помещения бывшей аптеки по адресу "адрес", "адрес" переведены в жилые с отнесением к служебным жилым помещениям.
Постановлением администрации Анучинского муниципального образования N от ДД.ММ.ГГГГ в специализированный жилищный фонд Анучинского муниципального района включены жилые помещения, расположенные по адресу "адрес", "адрес", указанные квартиры отнесены к служебным жилым помещениям.
На основании распоряжения главы администрации Анучинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-р с ДД.ММ.ГГГГ "адрес" по "адрес" в "адрес" переданы в оперативное управление Муниципальному лечебно-профилактическом учреждению " "адрес" больница" для использования в качестве служебных жилых помещений нуждающимися работниками больницы.
01.02.2011между администрацией Анучинского муниципального района и МЛПУ "ЦРБ" заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, в частности квартир "адрес" 32 по "адрес" в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между МЛПУ "ЦРБ" Анучинского муниципального района и Пашовкиной Н.И., работавшей в больнице врачом акушером-гинекологом, заключен договор найма служебного жилого помещения "адрес" в "адрес", с включением в договор в качестве члена семьи Пашовкина А.Д.
Распоряжением главы администрации Анучинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-р "адрес", 30, 31, 32 по "адрес" в "адрес" изъяты из оперативного управления МПЛУ "ЦРБ" с передачей в безвозмездное пользование Анучинского сельского поселения для использования в качестве служебных жилых помещений работниками больницы, которые нуждаются в жилье.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Анучинского муниципального района издано постановление N, которым в соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 43-КЗ "О внесении изменений в "адрес" "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Анучинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Анучинского муниципального района" администрация Анучинского муниципального района передала в собственность Анучинского сельского поселения "адрес", 30, 31, 32 по "адрес" в "адрес". При этом пункт 3.1 указанного постановления обязывал Анучинское сельское поселение включить указанные квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением квартир к служебному жилью.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Анучинского сельского поселения издано Распоряжение N "О принятии движимого и недвижимого имущества из муниципальной собственности Анучинского муниципального района в собственность Анучинского сельского поселения".
Факт передачи имущества также подтвержден актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ подписанным главами муниципального района и сельского поселения.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ решением N глава Анучинского сельского поселения рассмотрев ходатайство главного врача КГБУЗ "Анучинская ЦРБ" внес в решение муниципального комитета N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" следующие изменения, а именно дополнил часть 1 словами следующего содержания " "адрес"-а "адрес"; "адрес"-а "адрес"; "адрес"-а "адрес"; "адрес". 2. Администрации Анучинского сельского поселения: п. 2.1. Внести жилые помещения в реестр муниципального специализированного жилого фонда Анучинского сельского поселения".
Таким образом, из четырех служебных квартир "адрес" в "адрес" главой администрации Анучинского сельского поселения в решение внесены только три, за исключением спорной квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Анучинского сельского поселения (Наймодатель) и Пашовкиной Н.И. (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N, а именно "адрес" в "адрес", на состав семьи 3 человека, включая Пашовкина А.Д., Мучкаеву В.А.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Анучинского сельского поселения с одной стороны и Пашовкиной Н.И, Пашовкиным А.Д. с другой стороны, заключен договор N о передаче жилого помещения - квартиры в собственность граждан, а именно "адрес" в "адрес" по 1\2 доли каждому. Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за Пашовкиной Н.И., Пашовкиным А.Д по 1\2 доли за каждым.
В силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 ( части 1 и 2), 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общего принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц.
Необходимость обеспечения баланса прав и законных интересов также закреплена в общепризнанных принципах и нормах международного права, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу ч.7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 92, статьей 93 названного кодекса к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, то есть помещения предназначенные для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно положениям вышеуказанного кодекса определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда входит в компетенцию органов местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 14); данные органы устанавливают категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде (часть 2 статьи 104).
Вместе с тем, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 Жилищного кодекса РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица.
Спорное помещение как жилое, а именно "адрес", возникло в ходе реконструкции помещения бывшей аптеки в 2011 году, после чего в установленном законом порядке указанное жилое помещение собственником Анучинским муниципальным районом было отнесено к специализированному жилищному фонду, передано в оперативное управление МЛПУ "Центральная районная больница" и на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено Пашовкиной Н.И., работавшей врачом данной больницы.
Законом Приморского края от 17.05.2007 N 69-КЗ (ред. от 06.10.2015) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Анучинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Анучинского муниципального района" (в редакции закона N 43-КЗ от 07.06.2012) недвижимое имущество, находящееся в собственности Анучинского муниципального района, передано в собственность Анучинского сельского поселения, включая служебные "адрес", 30, 31, 32 "адрес" в "адрес".
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции к спорному правоотношению неверно применены по аналогии положения ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015, с изм. от 24.03.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку как объект жилищных прав "адрес" возникла после принятия указанного закона (в 2011 году), спорное жилое помещение не было объектом передачи от государственного или муниципального предприятиям (учреждения) в ведение органа местного самоуправления.
Ответчики Пашовкины на учете в администрации Анучинского сельского поселения в качестве нуждающихся в жилом помещении на момент передачи указанной квартиры, а также на момент заключения договора социального найма не состояли.
Руководствуясь положениями вышеуказанных норм, учитывая, что спорное жилое помещение на момент предоставления и в настоящий момент является муниципальной собственностью, было закреплено в качестве служебного, ответчики не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для заключения с ответчиками договора социального найма жилого помещения не имелось.
Сама по себе передача жилого фонда из муниципальной собственности Анучинского муниципального района в муниципальную собственность Анучинского сельского поселения не предполагает изменение статуса передаваемых жилых помещений. К данным помещениям применяется правовой режим, установленный до такой передачи, в том числе и в отношении специализированного жилого фонда, а действующим законом не предусмотрена необходимость принятия дополнительных решений о присвоении переданным помещениям статуса служебного жилья.
При таких обстоятельствах включение главой администрации Анучинского сельского поселения Решением N от ДД.ММ.ГГГГ в число служебных только трех квартир ( "адрес" "адрес") по сути не изменило ранее установленного служебного статуса как указанных жилых помещений, так и спорного (32). Судебная коллегия полагает, что принятое главой администрации Анучинского сельского поселения решение не было направлено на осуществление ответчиками Пашовкиными права на жилище, напротив, действия главы сельского поселения не соответствовали целям сохранности специализированного жилищного фонда и его использованию по назначению. Предусмотренное законом право органа местного самоуправления на принятие решений, регулирующих жилищные правоотношения, не может быть использовано произвольно, должно соответствовать закону.
На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда. По смыслу указанной статьи правом на получение жилого помещения по договору социального найма обладают малоимущие граждане, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 1 статьи 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В силу ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п.23) разъяснено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц ... Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено ... , что нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения.
Глава администрации Анучинского сельского поселения, заключая ДД.ММ.ГГГГ с Пашовкиной Н.И. договор социального найма спорного жилого помещения, в нарушение требований ст. ст. 49, 52, 57 ЖК РФ, будучи осведомленным, что Пашовкина Н.И. не признана малоимущей, в нарушение порядка очередности, предоставил на условиях социального найма жилое помещение лицу, не состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении. Доводы представителя ответчиков о том, что спорное жилое помещение в любом случае не могло быть предоставлено иным лицам, поскольку Пашовкины занимают его на законных основаниях в связи с сохраняющимися трудовыми отношениями, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку заключенный сторонами договор социального найма повлек возникновение иных правоотношений.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение отнесено в числу служебных договор социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края и Пашовкиной Н.И., а также договор на передачу жилого помещения в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края и Пашовкиной Н.И., Пашовкиным А.Д. являются недействительными. Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), право собственности Пашовкиных на спорное жилое помещение подлежит прекращению, жилое помещение подлежит передаче в муниципальную собственность Анучинского сельского поселения. Требования прокурора об исключении из ЕГРП записи о регистрации прав собственности ответчиков самостоятельном разрешению не подлежат, заявлены излишне.
Истцом не заявлены требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения. С учетом положений п. 14 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", принимая во внимание, что Пашовкина Н.И. до настоящего времени работает в МЛПУ "Центральная районная больница", судебная коллегия также не находит оснований для применения последствий признания сделки недействительной в виде выселения ответчиков из служебного жилого помещения.
В силу ст. 98, ст. 103 ГПК РФ с ответчика Пашовкиной Н.И. в доход бюджета Анучинского муниципального района Приморского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере N рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Анучинского районного суда Приморского края от 14 октября 2015 года отменить, принять новое решение.
Признать договор социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края и Пашовкиной Н.И., в отношении "адрес" в "адрес" края недействительным.
Признать договор на передачу жилого помещения в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края и Пашовкиной Н.И., Пашовкиным А.Д., в отношении "адрес" в "адрес" края недействительным.
Прекратить право общей долевой собственности Пашовкиной Н.И., Пашовкина А.Д. на "адрес" в "адрес" края, передать "адрес" в "адрес" края в муниципальную собственность Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района Приморского края.
Взыскать с Пашовкиной Н.И. государственную пошлину в размере N руб. 00коп. в доход Анучинского муниципального района Приморского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.