Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Труновой Н.П.,
с участием прокурора Маториной О.А.,
представителя административного истца Ким А.Г. - ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ким Александры Гыменовны к муниципальному комитету Надеждинского сельского поселения, заинтересованное лицо Фозилов Ёкуб Каримович о признании Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения не действующими в части
установил:
Ким А.Г. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что она является сособственником земельного участка 13/30 долей в праве общей долевом праве собственности на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 30001 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 465 м. от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес". Доля в размере 17/30 в праве общей долевом праве собственности на указанный земельный участок принадлежит Фозилову Ё.К. Решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю N от 3 августа 2015 года приостановлено осуществление кадастрового учета в части изменения разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N, в связи с принятием муниципальным комитетом Надеждинского сельского поселения решения N 742 от 6 мая 2013 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения", находится в трех территориальных зонах: зоне Ж1 (жилая зона), зоне Т (зона транспортной инфраструктуры), зоне ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса). Данным решением нарушены ее права как собственника доли спорного земельного участка, поскольку указанный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 4 июня 2010 года. Расположение спорного земельного участка в трех территориальных зонах, две из которых не позволяет использовать участок с видом его разрешенного использования, создает препятствие к разделу земельного участка между собственниками. Таким образом, Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствует части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование к обеспечению принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Просит суд признать недействующим со дня вступления в законную силу решение муниципального комитета Надеждинского сельского поселения N 742 от 6 мая 2013 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенное по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 465 м. от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес", в двух территориальных зонах: зоне Т (зона транспортной инфраструктуры), зоне ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса); обязать муниципальный комитет Надеждинского сельского поселения опубликовать сообщение о решение суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в "Ведомостях Надеждинского сельского поселения".
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив, что оспаривают Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения в части нахождения спорного земельного участка в трех территориальных зонах. По существу указала, что оспариваемый нормативный акт нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку нахождение земельного участка в трех территориальных зонах препятствует собственникам разделить его и использовать по целевому назначению. О том, что спорный земельный участок находится в трех территориальных зонах они узнали из ответа Управления Росреестра по Приморскому краю. Просит удовлетворить заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика муниципального комитета Надеждинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил. Ранее предоставил письменные возражения, согласно которым спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 4 июня 2010 года. При этом, по данным государственного кадастра недвижимости, данный земельный участок подпадает в несколько территориальных зон: зону транспортной инфраструктуры (Т), жилую зону (Ж1), зону производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4). При принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, и соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов. Полагает, что принятие оспариваемых Правил не исключает возможность использования административным истцом спорного земельного участка по целевому назначению.
Ким А.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставила, заявлений или ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрения делав её отсутствие в суд не поступало.
Фозилов Ё.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом по месту содержания под стражей, о чем имеется расписка. Доставление в судебное заседание по административным делам лиц, содержащихся под стражей, действующим законодательством не предусмотрено.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и части 20 статьи 14 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 6 мая 2013 года N 742 утверждены "Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения", которые опубликованы в издании "Ведомости Надеждинского сельского поселения" N 7 от 07 мая 2013 года.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения муниципальным комитетом Надеждинского сельского поселения соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие муниципального нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.
Правила землепользования и застройки, как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В судебном заседании установлено, что Ким А.Г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 30 апреля 2015 года является собственником 13/30 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 30001 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 465 м. от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 29 июня 2015 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю 9 сентября 2015 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N отнесен к землям сельскохозяйственного назначения с определением вида разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
29 июля 2015 года от Фозилова Ё.К., являющегося собственником 17/30 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, в лице представителя ФИО8 в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю подана декларация с просьбой внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части разрешенного использования с "Для сельскохозяйственного использования" на "Индивидуальные жилые дома" в соответствии с зоной Ж1.
Решением Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю N от 3 августа 2015 года учет изменений объекта недвижимости приостановлен на срок не более 3-х месяцев до устранения причин, послуживших основанием для приостановления.
Из существа указанного решения следует, что по данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N попадает в несколько территориальных зон, а именно в зону транспортной инфраструктуры (Т), жилую зону (Ж1), зону производственно-коммунальных объектов V класса (ПК-4), а указанный в Декларации от 29 июля 2015 года вид разрешенного использования "Индивидуальные жилые дома" не соответствует видам разрешенного использования, которые предусмотрены градостроительным регламентом для всех трех зон.
Таким образом, в результате принятия решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения N 742 от 6 мая 2013 года Правил землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером N оказался расположен в границах трех территориальных зон.
При этом, в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок располагается в трех зонах, указанных в Градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, как: жилая зона (Ж1), зона транспортной инфраструктуры (Т) и зоны производственно-коммунальных объектов (Пк).
Правовой режим указанных зон установлен Главой 4 Градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, в соответствии с которыми жилая зона (Ж1) предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами постоянного проживания (отдельно стоящие жилые дома усадебного типа, двухквартирные жилые дома, магазины торговой площадью до 40 кв.м., детские сады и т.д.); в то время как зона транспортной инфраструктуры (Т) предназначена для размещение объектов, сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта (улица в красных линиях, проезжие части улиц и дорог, мосты, путепроводы и т.д.), а зона производственно-коммунальных объектов (Пк) предназначена для размещения коммунальных предприятий и складских объектов с санитарно-защитной зоной 50-0 м. в зависимости от мощности предприятия (предприятия коммунального хозяйства, склады, базы, предприятия V класса опасности, сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств и т.д.).
Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в трех указанных зонах.
Установленные на спорном земельном участке территориальных зон: зона транспортной инфраструктуры (Т) и зона производственно-коммунальных объектов (Пк) не предполагают использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "сельскохозяйственное использование"
Кроме того, расположение земельного участка в трех территориальных зонах, две из которых не позволяет использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования, создает препятствие к разделу земельного участка между собственниками, поскольку в соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Таким образом, Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения в части установления в границах спорного земельного участка трех территориальных зон не соответствует части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что уточненные заявленные требования о признании недействующим решения муниципального комитета Надеждинского сельского поселения N 742 от 6 мая 2013 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенное по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 465 м. от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес", трех территориальных зон подлежат удовлетворению. При этом, суд полагает необходимым указать на незаконность расположения спорного земельного участка в трех зонах, в соответствии с Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, а именно: жилой зоне (Ж1), зоне транспортной инфраструктуры (Т) и зоне производственно-коммунальных объектов (Пк) подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ким Александры Гыменовны к муниципальному комитету Надеждинского сельского поселения, заинтересованное лицо Фозилов Ёкуб Каримович о признании Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения не действующими в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденные решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края от 6 мая 2013 года N 742, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 465 м. от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: "адрес", трех территориальных зон: жилой зоны (Ж1), зоны транспортной инфраструктуры (Т) и зоны производственно-коммунальных объектов (Пк).
Обязать муниципальный комитет Надеждинского сельского поселения опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании "Ведомости Надеждинского сельского поселения".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Зайцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.