Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 19 апреля 2016 г. по делу N 33а-189/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Лазарева Е.В.,
судей Позднякова С.И.,
Постникова В.Н.
при секретаре Давыдове А.А.,
с участием административного истца и его представителя - Г.А.М., рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2015 года, вынесенное по административному иску Семенова Константина Геннадьевича, об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанного с отказом принять его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Постникова В.Н., выступления административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
в административном иске Семенов просил признать незаконным решение ЗРУЖО от 28 июля 2015 года об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и обязать ЗРУЖО повторно рассмотреть данный вопрос.
Свои требования административный истец обосновал тем, что в период прохождения военной службы жилыми помещениями по договору социального найма от Министерства обороны РФ он не обеспечивался, в настоящее время с семьей проживает в квартире, где на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы жилого помещения.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2015 года в удовлетворении иска Семенову было отказано.
Свое решение суд мотивировал тем, что поскольку старшая дочь и внук не являются членами семьи Семенова, то на каждого члена семьи истца приходится более учетной нормы жилого помещения, а потому отсутствуют основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с этим судебным актом, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению автора жалобы, вынесенное решение является незаконным, поскольку судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обосновывая жалобу, Семенов, ссылаясь на правовые нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", ЖК РФ, Семейного кодекса РФ, а также разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 и от 29 мая 2014 года N 8, полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что его старшая дочь и внук не являются членами его семьи, а потому не должны учитываться при расчете учетной нормы занимаемого им жилого помещения.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в административном деле, а также новые доказательства, окружной военный суд приходит к следующему.
Как установилсуд апелляционной инстанции, Семенов, назначенный на воинскую должность в июне 1989 года после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и присвоения в связи с этим офицерского воинского звания, по состоянию на 8 июня 2015 года имеющий выслугу более 30 лет, проходит военную службу по контракту, заключенному до наступления предельного возраста пребывания на военной службе - 08 апреля 2017 года.
22 июня 2015 года Семенов обратился с заявлением в ЗРУЖО, приложив к нему комплект документов, о принятии его с составом семьи 5 человек на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав, что он, его жена - С.Т.В., дочь - С.А.К., 2001 года рождения, дочь - Ш.Ю.К., 1988 года рождения и внук - Ш.А.Г., 2014 года рождения, зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: г. Санкт-Петербург, ул., общей площадью 44, 68 кв.м., находящейся в совместной собственности его, жены и старшей дочери.
Решением ЗРУЖО от 28 июля 2015 года в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении заявителю было отказано со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Отказывая Семенову в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, ЗРУЖО со ссылкой на ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" полагало, что Ш.Ю.К. и Ш.А.Г. членами семьи Семенова не являются, а потому при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, учитываться не должны.
С данной позицией административного ответчика согласился и гарнизонный военный суд, указав в оспоренном решении, что при решении вопроса о нуждаемости военнослужащего в жилом помещении в целях обеспечения жильем от военного ведомства необходимо исходить не только из уровня обеспеченности этого лица общей площадью жилого помещения в соответствующем населенном пункте, но также из того, кто относится к членам семьи военнослужащего, а административным истцом доказательств, свидетельствующих о нахождении замужней дочери и внука на его иждивении, не представлено.
Между тем, указанные выводы противоречат обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, то есть той категории, к которой относится и истец, а также членам их семей, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с абзацем 16 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу правового предписания абзаца 13 п. 1 ст. 15 Закона (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 405-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2014 года) военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, утвердившим Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации.
Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и п. 1 Правил, одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является наличие у него или членов его семьи в собственности такого жилого помещения, в котором обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего дела является определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения административного истца и членов его семьи.
Согласно п. 2 вышеуказанных Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 (ред. от 02.12.2015) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммарного размера общей площади жилого помещения к количеству всех проживающих в нем.
При этом при разрешении данного вопроса надлежит руководствоваться не положениями ч. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", как это сделал административный ответчик, с чем фактически согласился и гарнизонный военный суд, а нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации, что следует из разъяснений п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Согласно материалам дела, а также договору от 18 мая 1993 года квартира по адресу: г. Санкт-Петербург, ул., находится в общей совместной собственности истца, его жены, а также дочери - С.(Ш) Ю.К.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
При этом согласно ч. 1 ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
В силу правовых норм частей 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ дочь истца - С.А.К., 2001 года рождения, а также сын старшей дочери истца - Ш.А.Г., 2014 года рождения, зарегистрированные постоянно в вышеуказанной квартире, являются членами семьи собственников данного жилого помещения и, следовательно, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками.
Вышеуказанное полностью согласуется с разъяснениям п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, при расчете уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения проживающих в квартире по адресу: г. Санкт-Петербург, ул., необходимо было учитывать не только истца, его жену и младшую дочь, но и его старшую дочь - Ш.Ю.К., а также внука - Ш.А.Г., а потому на каждого проживающего в данной квартире приходится по 8,93 кв. м. общей площади жилого помещения, что составляет менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, решение ЗРУЖО от 28 июля 2015 года об отказе в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также оспоренное решение гарнизонного военного суда являются необоснованными и нарушающими право административного истца на обеспечение жилым помещением.
Исходя из вышеизложенного, окружной военный суд приходит к выводу, что в силу предписаний ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218 и п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ требования административного истца подлежат удовлетворению полностью, а оспоренное решение суда - отмене на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, то есть в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2015 года вынесенное по административному иску Семенова Константина Геннадьевича, отменить и принять по делу новое решение:
административный иск Семенова Константина Геннадьевича об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом принять административного истца и членов его семьи на учет нуждающегося в жилых помещениях, удовлетворить полностью.
Признать решение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28 июля 2015 года об отказе в принятии Семенова К.Г. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в месячный срок повторно рассмотреть вопрос о постановке Семенова К.Г. и членов его семьи на указанный учет.
Об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и административному истцу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.