Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 г. по делу N 33а-93/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Пестуновича В.И.
Царькова В.Н.,
при секретаре Писаревой И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2015 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ххххх капитана запаса Олейникова Я.В. об оспаривании решения начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" в Республике Коми - город Воркута (далее - ТО ЗРУЖО) об отказе во включении административного истца и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - Реестр).
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Решением начальника ТО ЗРУЖО от 21 сентября 2015 года N11-19/387 Олейникову было отказано во внесении в Реестр сведений о наличии у него права на получение жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Данный отказ начальник ТО ЗРУЖО мотивировал тем, что на момент обращения в указанный жилищный орган Олейников не имел статуса военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, Олейников обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника ТО ЗРУЖО от 21 сентября 2015 года N11-19/387, содержащее отказ о внесении в Реестр сведений о наличии у него права на получение жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, а также обязать начальника ТО ЗРУЖО включить сведения о нем и членах его семьи в Реестр с указанием сведений о наличии у них прав на получение жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства с указанием даты постановки на учет 27 декабря 2007 года.
Гарнизонный военный суд заявление Олейникова удовлетворил частично.
Суд признал незаконными отказ начальника ТО ЗРУЖО от 21 сентября 2015 года N11-19/387 в восстановлении Олейникова и членов его семьи в Реестре, а также не рассмотрение просьбы истца об изменении способа обеспечения жильём с государственного жилищного сертификата на жильё в собственность.
Для восстановления нарушенного права Олейникова суд первой инстанции обязал начальника ТО ЗРУЖО в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести в отношении административного истца и членов его семьи сведения Реестр, а также повторно рассмотреть просьбу Олейникова об изменении способа обеспечения жильём с государственного жилищного сертификата на жильё в собственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В удовлетворении требований Олейникова о возложении на начальника ТО ЗРУЖО обязанности внести в Реестр сведения о наличии у него права на получение жилого помещения в собственность бесплатно по избранному месту жительства, суд административному истцу отказал.
В апелляционной жалобе начальник ТО ЗРУЖО просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Олейникова в полном объеме.
Со ссылкой на обстоятельства дела и нормы права, регулировавшие жилищные отношений с участием военнослужащих в 2008 году, утверждает, что в настоящее время Олейников имеет право лишь на обеспечение ГЖС. Жилое помещение в избранном месте жительства Олейников мог получить только через органы местного самоуправления.
Сообщает, что обратившись в 2015 году с просьбой о включении в реестр военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями в собственность, Олейников уже не имел статуса военнослужащего.
Основывая свой вывод на положениях пункта 1 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, автор жалобы указывает, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ. Поскольку такие правовые основания у Олейникова отсутствуют, то в настоящее время он не может быть принят на жилищный учет.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по указанным в нем основаниям.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Согласно положениям части 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, обеспечение государственным жилищным сертификатом является одним из способов реализации военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, своего права на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства.
Из материалов дела следует, что Олейников, имея статус военнослужащего, изъявил желание реализовать свое право на выбор места жительства после увольнения с военной службы.
Был им избран и способ обеспечения жилым помещением - приобретение путем реализации государственного жилищного сертификата.
Это право Олейникова было подтверждено вступившим в законную силу решением Воркутинского гарнизонного военного суда от 28 мая 2008 года.
Во исполнение данного судебного акта, решением жилищной комиссии войсковой части ххххх от 10 июля 2008 года (протокол N 5) административный истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства (Московская область) с 27 декабря 2007 года.
Каких - либо оснований утверждать о том, что Олейников отказался от обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства, по делу не имеется. Не имеется и сведений о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении.
То обстоятельство, что после принятия жилищной комиссией решения о постановке Олейников на жилищный учет он, вопреки пункту 26 "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" - Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, действовавшей в тот период, не был внесен ххххх КЭЧ района в автоматизированную систему учета военнослужащих, не свидетельствует об отсутствии у него права состоять на таком учете, а лишь указывает на нарушение его прав должностными лицами жилищных органов Министерства обороны РФ.
Более того, в 2011 году, то есть после утраты Олейниковым статуса военнослужащего, он обращался в суд по вопросу реализации своего права на получение жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2011 года было признано незаконным бездействие командира войсковой части ххххх, связанное с не утверждением и не направлением по подчинённости в соответствующий орган военного управления списка получателей государственного жилищного сертификата на Олейникова Я.В.
Суд обязал командира войсковой части ххххх утвердить и направить по подчинённости в соответствующий орган военного управления список получателей государственного жилищного сертификата на Олейникова Я.В. с учетом очередности постановки на учет и включения в список получателей ГЖС.
Следует отметить, что с 2010 года функции по постановке военнослужащих на жилищный учет возложены на созданный в Министерстве обороны РФ Департамент жилищного обеспечения (далее - ДЖО) и его территориальными органы, которыми для административного истца является ТО ЗРУЖО, действия начальника которого он оспаривал по настоящему делу.
В связи с этим командование войсковой части ххххх все необходимые документы для реализации Олейниковым своего права на получение ГЖС обязано было направить в ДЖО или его территориальные органы.
Однако, из материалов дела видно, что этого сделано не было.
Поэтому отсутствие в ТО ЗРУЖО необходимых документов для реализации Олейниковым права на ГЖС само по себе не может свидетельствовать об утрате им права на получение жилого помещения.
В настоящее время, согласно абзацу 3 части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", жилые помещения предоставляется военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе в собственность бесплатно.
Таким образом, избранный административным истцом способ восстановления нарушенных прав, с которым согласился суд и утвердил его в решении - возложить на начальника ТО ЗРУЖО обязанность внести в отношении Олейникова и членов его семьи сведения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и повторно рассмотреть просьбу административного истца об изменении способа обеспечения его жильём с государственного жилищного сертификата на жильё в собственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, соответствует обстоятельствам дела и спорному правоотношению.
Поэтому решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы значимыми не являются и не влияют на законность принятого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 12 ноября 2015 года по административному исковому заявлению Олейникова Я.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.