Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу представителя генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова В.Б. Орел Н.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 19 октября 2015 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 декабря 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова Вячеслава Борисовича,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 19 октября 2015 г. генеральный директор ООО "ХХХ" Ульцинов В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере *** руб.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 декабря 2015 г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова В.Б. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, представитель Ульцинова В.Б. Орел Н.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что материалы дела не содержат достаточных и достоверных доказательств нарушения ООО "Коммунальник" лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом. Указывает на неправильную квалификацию вмененного Ульцинову В.Б. деяния, считая, что оно подлежит квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений ответственных за это лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50000 руб. до 100000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Предусмотренные подп. "а" и "б" п. 3 Положения требования во взаимосвязи с указанными нормами Жилищного кодекса РФ возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в том числе относятся Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 7 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, они подлежат незамедлительному устранению.
Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования установлены постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Согласно данному постановлению, неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2, а именно: в течение суток (п. 4.6.1.10).
Как усматривается из материалов дела, ** ххх 2015 г. в рамках проверки обращений Г., А. специалистами органа государственного жилищного надзора в Республике Калмыкия в отношении ООО "ХХХ", как управляющей компании многоквартирного жилого дома N ** в **-м микрорайоне г.Элисты, проведена проверка на предмет соблюдения лицензионных требований, по результатам которой выявлен факт их нарушения, выразившийся в ненадлежащем содержании общего имущества в указанном многоквартирном доме: протекает кровля над квартирами N **, **, работы по их ремонту не проведены. Нарушения зафиксированы в акте проверки.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки и предписанием от ** ххх 2015 г.; распоряжением от ** ххх 2015 г. о проведении внеплановой выездной проверки ООО "ХХХ"; копией договора на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от ** ххх 2010 г.; протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома N ** в ** мкр. г.Элисты от ** ххх 2009 г.; копией лицензии N ***** от ** ххх 2015 г. на осуществление ООО "ХХХ" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; копией Устава ООО "ХХХ"; копией квалификационного аттестата N ***** от ** ххх 2015 г.; копиями заявлений Г., А.; копией приказа N **-ок о вступлении Ульцинова В.Б. на должность генерального директора ООО "ХХХ", протоколом об административном правонарушении от 25 сентября 2015 г.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ судьями нижестоящих судов дана объективная правовая оценка.
При таких обстоятельствах действия генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова В.Б., как руководителя управляющей компании, не обеспечившего при осуществлении своих должностных обязанностей по управлению многоквартирным домом соблюдение лицензионных требований по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, довод жалобы о недоказанности факта нарушения ООО "ХХХ" лицензионных требований при осуществлении им деятельности по управлению многоквартирными домами несостоятелен.
Довод жалобы о неправильной квалификации вмененного Ульцинову В.Б. деяния со ссылкой на ст. 7.22 КоАП РФ не может быть принят во внимание, так как основан на ошибочном толковании закона.
Согласно материалам дела, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется ООО "ХХХ" на основании лицензии от 13 апреля 2015 г. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110). Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Часть ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), имеющей приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и (или) жилых помещений).
Из изложенного следует, что правовых оснований для квалификации действий руководителя ООО "ХХХ" по ст. 7.22 КоАП РФ не имеется.
Утверждение в жалобе об отсутствии у Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия полномочий на осуществление государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, составление протоколов об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ несостоятельно.
Так, в соответствии с Порядком осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 апреля 2016 г. N 115, органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - Министерство), в котором функцию регионального государственного жилищного надзора непосредственно реализует структурное подразделение - Управление государственного жилищного надзора Министерства (п. 1.4).
На основании положений Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия от 26 декабря 2014 г. N 133-п, указанное Министерство осуществляет лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2011 г. N 275, предусмотрено, что Министерство осуществляет региональный государственный жилищный надзор и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль, составляет протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.
Таким образом, специалисты Отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, органа государственного лицензионного контроля, были правомочны провести проверку по соблюдению ООО "ХХХ" лицензионных требований и составить по факту выявленных нарушений протокол об административном правонарушении.
Каких-либо нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении судьями нижестоящих судов не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 19 октября 2015 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 декабря 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова Вячеслава Борисовича оставить без изменения, жалобу представителя Орел Н.В. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.