Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу представителя генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова В.Б. Орел Н.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 19 октября 2015 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 декабря 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова Вячеслава Борисовича,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 19 октября 2015 г. генеральный директор ООО "Коммунальник" Ульцинов В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере **** руб.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 декабря 2015 г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова В.Б. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, представитель Ульцинова В.Б. Орел Н.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что материалы дела не содержат достаточных и достоверных доказательств нарушения ООО "ХХХ" лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом. Указывает на неправильную квалификацию вмененного Ульцинову В.Б. деяния, считая, что оно подлежит квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений ответственных за это лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50000 руб. до 100000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 этого же кодекса по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Предусмотренные подп. "а" и "б" п. 3 Положения требования во взаимосвязи с указанными нормами Жилищного кодекса РФ возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в том числе относятся Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 этих же Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подп. "а"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подп. "з").
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 7 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов. При выявлении нарушений, приводящих к протечкам, они подлежат незамедлительному устранению.
Как усматривается из материалов дела, ** ххх 2015 г. в связи с обращением жителя квартиры N ** д. **, ** микрорайон, г. Элиста - Г. с просьбой принять меры по устранению неисправности кровельного покрытия над квартирой специалистами органа государственного жилищного надзора в Республике Калмыкия в отношении ООО "ХХХ", обслуживающего указанный многоквартирный дом на основании договора от ** ххх 2011 г., имеющего лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, проведена проверка, по результатам которой выявлен факт ненадлежащего содержания общего имущества в названном многоквартирном доме: протекает кровля над квартирой N **, работы по ее ремонту не проведены, что является нарушением лицензионных требований, установленных п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 (ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки и послужили основанием для составления главным специалистом отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия протокола об административном правонарушении в отношении руководителя ООО "ХХХ".
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки и предписанием от ** ххх 2015 г.; распоряжением от ** ххх 2015 г. N ***; копией договора на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от ** ххх 2011 г.; протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома N ** в ** мкр. г.Элисты от ** ххх 2010 г.; копией лицензии N ***** от ** ххх 2015 г. на осуществление ООО "ХХХ" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; копией квалификационного аттестата N ***** от ** ххх 2015 г.; копией Устава ООО "ХХХ"; копиями заявлений Г.; копией приказа N **-ок о назначении Ульцинова В.Б. на должность генерального директора ООО "ХХХ", протоколом об административном правонарушении от 6 октября 2015 г.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ судьями дана объективная правовая оценка.
При таких обстоятельствах действия генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова В.Б., как руководителя управляющей компании, не обеспечившего при осуществлении своих должностных обязанностей по управлению многоквартирным домом соблюдение лицензионных требований по надлежащему содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, довод жалобы о недоказанности факта нарушения ООО "ХХХ" лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами несостоятелен.
Довод жалобы о неправильной квалификации вмененного Ульцинову В.Б. деяния со ссылкой на ст. 7.22 КоАП РФ не может быть принят во внимание, как основанный на ошибочном толковании закона.
Согласно материалам дела, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется ООО "ХХХ" на основании лицензии от ** ххх 2015 г. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110). Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Часть 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется в отношении лицензиатов), имеющей приоритет над общей нормой, установленной ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание и ремонт жилых домов и (или) жилых помещений).
Из изложенного следует, что правовых оснований для квалификации действий руководителя ООО "ХХХ" по ст. 7.22 КоАП РФ не имеется.
Утверждение в жалобе об отсутствии у Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия полномочий на осуществление государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, составление протоколов об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ не состоятельно.
Так, в соответствии с Порядком осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 апреля 2016 г. N 115, органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - Министерство), в котором функцию регионального государственного жилищного надзора непосредственно реализует структурное подразделение - Управление государственного жилищного надзора Министерства (п. 1.4).
На основании положений Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия от 26 декабря 2014 г. N 133-п, указанное Министерство осуществляет лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2011 г. N 275, предусмотрено, что Министерство осуществляет региональный государственный жилищный надзор и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль, составляет протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.
Таким образом, специалисты Отдела государственного жилищного надзора Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия - органа государственного лицензионного контроля были правомочны провести проверку по соблюдению ООО "ХХХ" лицензионных требований и составить по факту выявленных нарушений протокол об административном правонарушении.
Каких-либо нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении судьями нижестоящих судов не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 19 октября 2015 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 декабря 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ХХХ" Ульцинова Вячеслава Борисовича оставить без изменения, жалобу представителя Орел Н.В. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.